Если в коммерческой авиации задействованы в основном профессионалы, то в «частной авиации» ответственность лежит на самом владельце воздушного судна.
Исполняющая обязанности заместителя председателя Комитета гражданской авиации — главного государственного авиационного инспектора Тоты Амирова на своей странице в Facebook прокомментировала авиапроисшествие, произошедшее 25 августа в Алматинской области.
«В Казахстане только недавно и очень быстро начала развиваться private aviation «частная авиация», которая входит в авиацию общего назначения или (АОН). Согласно документам ИКАО и нормативно-правовым актам РК, воздушные суда (ВС) АОН — это ВС находящиеся в собственности физических и юридических лиц, использующих самолеты и вертолеты не за плату и не по найму. Это в основном владельцы частных воздушных судов, которые не занимаются коммерческой деятельностью, а выполняют полеты только для своих нужд», — написала Тоты Амирова.
Она подчеркнула, что если в коммерческой авиации задействованы в основном профессионалы, то в «частной авиации» ответственность лежит на самом владельце воздушного судна, так как чаще всего он сам летает или нанимает личного пилота.
«В Казахстане имеется на данный момент 77 самолетов и вертолетов, состоящих в Государственном реестре гражданских воздушных судов РК, которые не имеют сертификат эксплуатанта и свидетельства на право выполнения авиационных работ, но которые относятся к авиации общего назначения.
И с каждым годом количество владельцев частных самолетов и вертолетов растет в геометрической прогрессии. Это с одной стороны хорошо, но с другой стороны риск для «любителей авиации». Комитет гражданской авиации не проводит сертификацию и не выдает сертификат эксплуатанта для владельцев АОН. КГА только выдает им сертификат летной годности на основании Акта оценки о годности к эксплуатации, которую проводит ОЮЛ «КАМА», то есть Объединение Юридических Лиц «Казахстанская Ассоциация Малой Авиации», — добавила Амирова.
Главный государственный авиаинспектор напомнила, что
владельцы легких и сверхлегких самолетов и вертолетов сами долгое время упорно добивались внедрения международного права в области «частной авиации», и по закону теперь тоже должны нести ответственность.
При этом Амирова отметила, что выводы делать рано.
«Комиссия, надеемся, разберется и выяснит причину происшествия, известно, что возгорания не было, самолет был в посадочном положении. Раненный пассажир доставлен на вертолете МЧС в больницу Алматы. КВС — пилот Анатолий Меньшиков погиб, он был одним из самых опытных пилотов в малой авиации, и это подтвердит любой летчик, кто его знает», — резюмировала главный государственный авиаинспектор.
Напомним, авиакатастрофа произошла утром 25 августа. Пилот погиб на месте, пассажир выжил и был госпитализирован. Инцидент произошел в неконтролируемом воздушном пространстве в 20 км северо-восточнее поселка Жидели. Тип разбившегося самолета — МAULE М-7-260С, произведен в США.