В перспективе сток реки Или может сократиться, и этому способствуют в том числе китайские проекты. Однако у Казахстана отношение к реке более хищническое.
Желание Китая реализовать ряд проектов на реке Или у экспертов вызывает опасения. Некоторые утверждают, что китайская сторона планирует повернуть сток реки на Таримскую впадину, а также заполнить этой водой озеро Эбинур на территории КНР, что приведет к необратимым последствиям — уменьшению стока Или на 40% к 2050 году — и может поставить под вопрос существование озера Балхаш.
Марат Кошумбаев, заведующий лабораторией гидроэлектростанций и гидротехнических сооружений КазНИИ энергетики им академика Ш. Ч. Чокина, склонен верить подобным прогнозам. И ко всему прочему, по его словам, китайское правительство намеревается в ближайшей перспективе переселить 100 млн
китайцев в Синьцзян-Уйгурский район.
— Они сейчас пытаются увеличить население Синьцзян-Уйгурского района.
Учитывая, что многие китайцы занимаются огородничеством, это в условиях засушливого климата этого региона в разы увеличит водопотребление
У Китая свои интересы. Для него Казахстан со своими 18 миллионами человек несопоставим с его гражданами, которых переселят в этот регион Китая. И когда речь коснется водных ресурсов реки Или, это будет главным аргументом китайцев, — говорит он.
По словам Кошамбаева, Китай на сегодняшний день не подписал международных соглашений о разделе водных ресурсов, и это «развязывает» ему руки. Хотя в советские годы, по словам эксперта, Китай опасался СССР и в плане использования воды контролировал свои аппетиты.
Политолог и синолог Константин Сыроежкин в свою очередь считает информацию о переселении 100 миллионов китайцев в Синьцзян-Уйгурский район неподтвержденной.
— Ерунда это, бред сивой кобылы. Китайцы жить в Синьцзян не поедут. На сегодняшний день там проживает 22 миллиона человек.
Это бедный регион, и если вдуматься в озвученную цифру, придется переселить шесть Казахстанов! Но Синцзян сможет прокормить максимум 30 миллионов человек!
Большему числу людей попросту будет нечего есть, да и земли не хватит, — убежден синолог.
Наряду с этим Сыроежкин отмечает, что уменьшение стока Или на 40% к 2050 году вполне реально.
— Но именно стока, поскольку на 70% Или формируется на территории Китая. Что касается поворота реки Или в Таримскую впадину и заполнение озера Эбинур, на мой взгляд,
такие меры возможны лишь при серьезном ухудшении казахстанско-китайских отношений. В сегодняшних условиях подготовки Соглашения по вододелению — это абсурд!
— говорит политолог.
Сыроежкн не отрицает наличия проблемы, но она связана не только с отбором воды из трансграничных рек китайской стороной. Во многом это результат хищнического отношения к водным ресурсам в Казахстане.
— В том же Синьцзяне используются водосберегающие технологии. Мы же живем по старинке
И в сокращении воды, и в загрязнении есть вина обеих сторон. Технологии очистки воды существуют и их необходимо активно использовать. Частично это позволит решить проблему, — подчеркивает Сыроежкин.
Китай в Казахстане: молчание правительства рождает домыслы
Кошумбаев не отрицает, что Казахстан тоже берет много воды для полива.
— Создание Капчагая стало одним из ударов по экологии, который в свое время привел к уменьшению воды в стоках Или и Балхаше
Кроме того, из-за того, что Капчагай сделан в песке, он постоянно фильтрует воду, а это приводит к появлению болот. По сути, вода теряет свое качество и может стать источником различных заболеваний. А самое страшное — то, что у нас вообще нет никаких стратегий по развитию водных ресурсов. Поэтому сейчас мы не знаем, что делать. Никто об этой проблеме даже думать не хочет, — отмечает Кошумбаев.
Уменьшение воды в стоках Или, по его подсчетам, приведет к невозможности полива сельхозугодий.
— Большая часть населения Талдыкорганской области зависима от мелиорации. Они выращивают лук, подсолнух, свеклу, пасут скот — естественно, необходим полив. Вода для этих целей в основном идет из Или. И
если река обмельчает, то все хозяйства, которые на сегодняшний день худо-бедно как-то существуют, развалятся
Люди будут покидать мелкие населенные пункты, уезжая жить в Алматы. А это приведет и к социальной, и к инфраструктурной напряженности, — рассуждает он.
Марат Кошумбаев считает, что перед Казахстаном сегодня встала острая необходимость в развитии водных ресурсов.
— Нам нужно развивать науку, с помощью которой мы могли бы увеличить выпадение осадков на территории Казахстана. Начиная от восточной границы Казахстана и до Балхаша простирается «безжизненная» территория. Осадки там практически не выпадают. В этом месте никто не живет. А ведь это столько земли! Если искусственно увеличить осадки на этой территории, можно будет залить водой и Балхаш, и близлежащие водоемы. Я считаю, науку в Казахстане в первую очередь нужно направить на развитие экологии с целью улучшить условия жизни казахстанцев, — говорит он.
На сегодняшний день науке не хватает финансирования. Но главная проблема заключается в том, что Комитет по водным ресурсам находится в подчинении минсельхоза.
— Изначально Комитет по водным ресурсам был создан, чтобы оберегать и развивать водные ресурсы, привлекая для этого науку. А сегодня получается, что
минсельхоз, куда входит комитет, сам является крупнейшим водопотребителем. И даже если будут выявлены какие-то противоречия в потреблении водных ресурсов, комитет не сможет как-то на это повлиять,
потому что он находится в подчинительном положении. Сегодня все деньги направляются на непонятные нужды — к примеру, нарастили плотину возле Караганды и Астаны, не понимая, что когда она опорожняется, земля высыхает. И когда снова идет заполнение, через эту землю, размывая плотину, бежит вода и топит Астану и Караганду. А все удивляются, как так получилось? — делится Кошумбаев.
Он отмечает, что сегодня гидрологи в стране оказываются невостребованными.
— Сто человек выпускаем ежегодно, но ни один не устраивается работать по специальности. И это о многом говорит, — заключает эксперт.
Наводнения и паводки в Казахстане — итог человеческой глупости — ученый