Введение должности платных персональных менеджеров в ЦОНах противоречит тенденциям времени, усугубляя бюрократию в Казахстане, считает известный политолог Замир Каражанов.
Недавнее появление платных персональных менеджеров в ЦОНах, инициированное госкорпорацией «Правительство для граждан» создано для облегчения жизни людям. Воспользовавшись услугой персонального менеджера, гражданин избавит себя от обязанности собирать различного рода справки — это возьмет на себя сотрудник госкорпорации. Персональный менеджер индивидуально окажет государственные услуги, соберет нужные справки, при необходимости сходит в банк и другое. Правда, делать он это будет на платной основе.
Замир Каражанов, беря во внимание обстоятельство, что «Правительство для граждан» является государственной структурой и существует за счет бюджета, недоумевает, почему она начала заниматься коммерческой деятельностью.
— В данном случае возникает вопрос по поводу законности такой меры. И нет смысла говорить о том, насколько она важна и полезна. На мой взгляд, она вообще не нужна по одной простой причине, что
«Правительство для граждан» должно делать работу для людей. И борьба с очередями — одна из их обязанностей
А получается, что они наоборот с ними не борются, а создают какую-то дополнительную услугу, которая позволяет их обходить. Вместо того чтобы бороться за принцип одного окна, они оставляют все как есть и вводят «менеджера-помогателя». То есть фактически они сами могут собрать все необходимые документы и решить проблемы граждан. Спрашивается, зачем вы тогда заставляете стоять людей в очередях?
Каражанов считает, что предложенная услуга должна быть на бесплатной основе, как положено государственному органу, существующему на бюджетные деньги.
— Пусть занимаются своими прямыми обязанностями. А то переливают все из пустого в порожнее. И, создав эту услугу, они по факту делят людей на богатых и бедных:
придет богатый — ему открыты все двери, а придет, допустим многодетная мать с детьми, которая нигде не работает — ей что ли в радость стоять в очередях?
Это просто дискриминация какая-то происходит! Людям, по воле судьбы оказавшимся в стесненных обстоятельствах, создают какие-то пыточные условия.
Введенная услуга в косвенной степени является легализацией коррупции, считает Каражанов.
— В автоцонах, к примеру, сегодня «тусуется» много непонятных личностей, так называемых «помогаек». И все понимают, что они связующие звенья коррупционных схем. Здесь же легализуют подобную форму работы. И мне страшно представить, что еще они решат узаконить завтра.
Коррупция растет в арифметической прогрессии
— В Канаде в подобной организации работают порядка 10 человек. И замечательно выполняют свои обязанности — никаких очередей, никакой беготни. Потому что там оно реально создавалось, чтобы избавить людей от проблем.
У нас же изначально ориентировались на Канаду, использовали их название, и в итоге все прошло противоположным канадской модели образом
Идея эволюционировала не в лучшую сторону, — замечает Каражанов.
Политолог полагает, что по большей части новая платная услуга ориентирована больше на физических, чем на юридических лиц.
— Потому что получение услуг в ЦОНах более востребовано обычными гражданами.
Помните тот ажиотаж в начале года, когда люди старались регистрироваться? Два человека даже погибло.
Видимо, нас это ничему не научило.
По наблюдениям Каражанова, на сегодняшний день введение различных электронных сервисов, включая мобильные приложения, облегчило казахстанцам получение различных госуслуг.
— Потенциально такой подход может избавить нас от чиновников. Но мы почему-то,
вместо того, чтобы следовать тенденциям времени, плодим армию чиновников
Во всем мире документооборот, на сегодняшний день падает, и только в Казахстане он сохраняется. И это печально.