Пока Китай наращивает свое присутствие в Средней Азии, США его сокращает. И эта экономичная политика Трампа нравится далеко не всем американским экспертам.
Наша редакция обнаружила в интернете один документ, в котором озвучена обеспокоенность по поводу планов Трампа сократить бюджеты помощи и содействия развитию странам Центральной Азии. Автор – Алисса Айрс, сотрудник Совета по международным отношениям, на страницах которого был размещен ее материал.
Потом материал был также опубликован на Forbes.com:
«…кажется, что план Президента США Дональда Дж.Трампа сократить бюджет помощи другим странам встанет дорого другим целям администрации Трампа, которые она хотела бы достичь в Центральной Азии. Прекращение оказания помощи в некоторых сферах, в принципе, не есть сюрприз, так как целями становятся такие программы, как, например, климатические изменения. Но отказ от помощи в других сферах подорвет такие заявленные новой администрацией Белого дома приоритеты, как контр-террористические программы в регионах мира и сотрудничество с Индией…»
Далее автор поста сообщает о том, что, помимо прочего, будет прекращено финансирование конкретно двух категорий помощи –
В рамках этих двух инициатив США финансировали в Казахстане, в том числе, различные проекты развития:
Эта ниша будет замещена инициативами американского Фонда экономической поддержки (Economic Support Fund (ESF), но только для тех стран, для которых американским правительством будет принято решение продолжать оказывать помощь, чаще всего безвозмездную.
Далее автор ссылается на сайт Foreign Policy, специалисты которого считают, что сокращение бюджетов помощи развитию означает, что «…Трамп более заинтересован в использовании таких бюджетов для достижения краткосрочных политических целей» и что «будет подорвана способность Штатов выстраивать свои цели и задачи в регионе». Какие-то туманные формулировки для сайта, который совсем недавно достаточно конкретно порассуждал про ЭКСПО-2017 и Астану. Но ясно одно – кто-то на Западе имеет свои давние планы на развитие пяти республик Центральной Азии, и
Трамп с его принципом сосредоточения всех сил на внутренних проблемах и другими мерами им сильно мешает
Так мешает, что, казалось бы внутренний вопрос США вышел на страницы международных изданий.
Итак, о каких расходах администрации США ведется речь?
«…В Центральной Азии будет полностью остановлена программа AEECA – наследие программы оказания содействия развитию стран Восточной Европы и Евразии после Холодной войны… Про эту программу еще в 2012 г. Центр глобального развития США (Center for Global Development) сделал заключение, что она «…утеряла актуальность целей и задач…»
Будет полностью прекращена программа оказания содействия развитию Казахстана и Туркменистана, как более развитым в сравнении с соседями странам
Казахстан получал около 6 млн долларов США. Туркменистан перестанет получать свои 3,9 млн долларов США. Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан будут продолжать получать помощь, но через Фонд экономической поддержки. Помощь Узбекистану слегка повысится…»
Далее автор поста ссылается на авторитетного эксперта США, который отличился конкретикой – г-жу Нишу Дисай Бисваль. Она много лет работала в знаменитом ЮСАИДе (Американском агентстве по международному развитию) администратором-ассистентом программ для Азии. Эксперт сообщает, что целью отменяемых Трампом программ было «…продвигать такие приоритеты, как борьба с терроризмом, права человека и демократические принципы общественного развития и управления…» с упором на «…экономическую завязку региона на Афганистан, что обеспечит долгосрочную стабильность афганской экономике, каковая цель есть стратегический приоритет администрации США…».
Далее автор достаточно логично заключает, что
на фоне китайской экспансии в регионе отзыв бюджетов содействия развитию есть шаг назад
– «…Китай съедает НАШ обед, когда речь ведется о контроле развития Центральной Азии… Те маленькие проекты поддерживали присутствие Вашингтона в игре…Мы сами своими руками лишим себя влияния на Центральную Азию, пока Китай совершенно агрессивно инвестирует деньги в дороги и поезда… И мы ужмем свой потенциал влиять на устойчивое развитие Афганистана…»