Почему соцсети выходят на первый план как инструмент манипуляции общественным сознанием, в интервью Sputnik Молдова рассказала доктор психологии Елена Ковалева.
— Сегодня соцсети выступают не только в качестве источника информации. Интернет дает политикам и партиям, которые они представляют, новые возможности — в частности, манипуляции сознанием потенциального избирателя. Какие, по вашему мнению, методы психологической манипуляции могут использовать политики, чтобы склонить взгляды пользователей соцсетей на свою сторону?
— В любом случае, чем больше у вас есть точек соприкосновения с людьми по любым поводам, тем больше складываются отношения — такова психологическая закономерность. И эти отношения тем лучше, чем разнообразнее это взаимодействие, чем чаще оно происходит.
По сути, это тот же феномен рекламы. Если мы постоянно о чем-то говорим — по разным поводам, но в одном направлении — посыл усваивается даже на бессознательном уровне. Кроме того, есть возможность рассмотреть множество других сторон, раскрыть более детально какие-то вопросы. И они могут заинтересовывать знакомящихся с подобной информацией людей даже в большей степени.
Поэтому формируя определенные группы — группы друзей, которым можно доверять, которые все время взаимодействуют, общаются друг с другом — можно легче провести какую-либо идею. Мнение тех, кому мы доверяем, нами в меньшей степени фильтруется и критикуется, меньше подвергается сомнению.
«Если он твой друг, он друг и мне»
Поэтому понимание социальной общности, безусловно, помогает в трансляции идей. Кроме того, принадлежность к группе — это одна из человеческих потребностей. Отвечая своим личным потребностям не быть одиноким, «тусоваться», быть «в тренде», человек вбирает какие-то эмоции, отношение к чему-либо.
С одной стороны, здесь есть дружеское отношение, с другой, «заражение» эмоционально-позитивным состоянием — все это способствует проведению определенных идей.
Если человек самостоятелен, у него развита рефлексия, он привык сам делать выводы, то будет в меньшей степени подвержен воздействию соцсетей
Даже если это дружеские контакты. И наоборот, чем более человек зависим от взаимоотношений, чем больше он жаждет вступить в какую-то группу, тем в большей степени он будет пропускать в себя любую информацию.
Таким образом, безусловно, социальные сети — мощный рычаг воздействия на сознание и психику человека.
Слишком харизматичные политики отталкивают избирателей — исследование
— Может ли быть, что политик, преувеличивая значимость своих действий, пытается привлечь на свою сторону потенциального избирателя? Возьмем к примеру благотворительные акции, проводимые в первую очередь не ради благотворительности, а для политического самопиара. Как влияет этот аспект на психологию потенциального избирателя?
— В примитивном контексте мы всегда подразделяем людей на хороших и плохих. У нас есть на этот счет определенные взгляды и стереотипы. Нам кажется, что если человек проводит благотворительные акции, значит хорошо относится к людям в целом. Выстраивается определенная цепочка: я сделал хорошее дело, значит я могу делать хорошие поступки, а это значит, что я действительно достоин доверия.
Безусловно, этим пользуются. Это политическая и социальная технология, призванная вызвать доверие людей. Когда есть цель, подбираются и определенные средства. Как говорится, на войне все средства хороши.
Когда люди становятся объектом манипуляций, а манипуляция воспринимается как цивилизованное взаимодействие, грех такими возможностями не воспользоваться
Но говоря с точки зрения этики и справедливости, конечно, такие подходы весьма сомнительны. Повторюсь: каждый человек должен рассматривать не отдельные поступки другого, а динамику его поведения. Лишь в контексте определенной поведенческой тенденции станет ясен истинный мотив конкретного поступка.
Соцсети реагируют быстрее, чем органы власти — Назарбаева
— Какова вероятность того, что пользователи соцсетей, благодаря политтехнологиям начавшие симпатизировать конкретному политику и понаблюдав за его реальной деятельностью, будут разочарованы?
— Конечно, мы всегда будем подвластны создаваемому благоприятному образу. Но образ — это не реальность. И когда человек сталкивается с действительной реальностью, он конечно же видит отличия между созданным образом и реальными действиями человека. Наступает разочарование.
Для профилактики таких заблуждений и разочарований человек должен осознавать, а не слепо идти за привлекательным на первый взгляд образом
Только развитые самосознание, ответственность и способность к анализу ситуации позволят предотвратить возможные будущие разочарования. Человек сделает правильный, последовательный и осознанный выбор. И реальность будет этот выбор подтверждать, тогда разочарования не наступит.
— Как профессиональный психолог, вы наверняка следите за соцсетями. Кто из известных молдавских политиков активно пользуется методами психологической манипуляции избирателями в соцсетях?
— Я не буду акцентировать внимание на отдельных лицах. Но тот, кто постоянно мониторит соцсети и находится в них, это определит.
Даже если сейчас кто-то из политиков меньше использует соцсети, чем ближе выборы или какие-то события «Х», тем в большей степени эти ресурсы будут использоваться.
Это очень сильный ресурс. Он ближе к человеку как к личности. Не к социальным вопросам в целом, а именно к персональной личности.