Эксперты МГУ оценили потенциальные угрозы для казахстанского государства по степени их реальности и опасности.
«Казахизация» используется как противовес радикальному исламу — эксперт
Риск номер 1 – дестабилизация общественно-политической ситуации в момент властного транзита. Узбекский пример продемонстрировал, что элитный договор и благосклонность внешних игроков гарантирует сохранение эволюционной преемственности власти. Причем Узбекистан в эпоху Каримова – страна с гораздо более закрытой политической системой, наличием целого комплекса проблем в сфере религиозного радикализма.
Пространство для маневра у казахстанской элиты в этом отношении выглядит намного более широким. Как и поддержка вероятного преемника со стороны внешних игроков: от Пекина до Москвы. Объективно говоря,
разговоров «о неизбежной турбулентности» много больше, чем реальных к ней предпосылок
Риск номер 2 – резкое обострение социально-экономической ситуации в стране, рост социального протестного движения. Действительно, ситуация в социальной сфере и экономике РК далека от идеальной, впрочем, как и в России. Однако нет оснований полагать, что уже сейчас мы наблюдаем системный рост протестных настроений.
По большей части, этот протест не выходит за пределы Facebook и других социальных сетей
Власти сделали определенные выводы по части социальной медиации конфликтов и в меру компетентности региональных властей пытаются не доводить дело до крайности. Исключать дальнейшее нарастание кризисных тенденций (в сфере занятности, например) полностью нельзя, но утверждать, что видны сполохи масштабного социального бунта – утверждение слишком ответственное.
Осенью Назарбаев попытается помирить Украину и Россию — эксперт
Риск 3 – усиление тенденций религиозного экстремизма. Наиболее реальный и труднопреодолимый вызов для казахстанских властей. В ряде регионов страны
исламизация молодежи принимает формы, противоречащие казахским традициям и исламским канонам
Проблема не только в агитации внешних сил, но и в ограниченном наборе грамотных квалифицированных кадров в идеологической сфере, способных эффективно бороться за умы и сердца сельской молодежи.
С приходом Марата Тажина идеологический аппарат развернулся лицом к проблеме, но всем очевидно, что если силовые структуры более или менее успешно выявляют радикалов, то
проблема «новообращенных» на юге и западе РК все еще остается «слабым звеном» в цепочке мер по противодействию идеологии религиозного радикализма
Риск 4 – Резкая активизация оппозиционных сил и движений. Тема «казахстанского Майдана» была отыграна в СМИ еще 2-3 года назад. По большому счету, мало кто верит, что оппозиция способна представить реальную угрозу для властей РК. Особенно ее «официальный вариант» — ОСДП или же любое новосозданное движение на умеренно-националистическом фланге.
Власть Казахстана опережает всех потенциальных оппонентов — эксперт
Это – часть системы, а не элемент реальной политической борьбы
Сложнее оценить перспективы возрожденного ДВК, но только потому, что Аблязов готов идти до конца в своем желании досадить Астане. Также вероятно, что экс-банкир еще обладает определенными финансовыми ресурсами для пропагандистской и информационной работы. Но в остальном – без перемен — узок их круг, страшно далеки они от народа.
Риск 5 – внутриэлитный конфликт. Все-таки сейчас не 2001 и не 2006 годы. Правила игры заметно поменялись.
Идет смена поколений, но она не приводит к заметному росту внутриэлитной напряженности
Многие не любят друг друга, но в какой постсоветской стране между элитариями существует мир и любовь?
За кулисами многовекторности: с кем хотят дружить казахстанцы — эксперт
Именно поэтому, оценивая перспективы сохранения внутренней стабильности в Казахстане, необходимо признать, что главные риски для системы скрыты в религиозной сфере. Об этом в своем вчерашнем выступлении заявил президент Казахстана:
«Серьезным вызовом для нашей страны и нацбезопасности стали вылазки радикальных группировок, подпитываемых террористическими международными и религиозно-экстремистскими организациями.
В бескомпромиссной борьбе с этим злом оказало решительную поддержку все казахстанское общество
Это высокое доверие необходимо нам оправдывать системной эффективной деятельностью по жесткому пресечению любых вредоносных идеологий, деструктивных течений и любую попытку дестабилизировать общество, с какой бы стороны это не исходило».
От того, насколько эффективными окажутся предпринимаемые меры – как силовые, так и идеологические – зависит будущее Казахстана.