Не приведут ли последние изменения в ПДД к созданию условий для коррупции?
15 июля 2017 года вступят в силу поправки в Административный кодекс, согласно которым казахстанским автолюбителям придется привыкать к новым правилам. Но если некоторые изменения ведут к снижению наказаний, то другие, напротив, ужесточают ответственность за нарушения ПДД. А некоторые пункты и вовсе требуют дополнительных разъяснений.
Сначала о послаблениях. Внесенные в КоАП изменения разрешают пассажирам (но не водителю) покидать авто, не дожидаясь разрешения полицейских, снимать стражей порядка на видео и фотографировать. Снят запрет на аэрографию: теперь каждый может разукрасить свое авто, как ему хочется.
Новые автоштрафы: в 2017 нарушения подорожают
Но наиболее приятным новшеством для автолюбителей можно считать снижение штрафа с 5 МРП (11 345 тенге) до 3 МРП (6 807 тенге) по части 1 статьи 601 КоАП. Данная норма предусматривает несоблюдение требований разметки. Правда за повторное нарушение в течение года будут взимать 10 МРП, как и раньше.
Что означает изменение этой нормы на практике, разъяснил на своей странице в Facebook казахстанский адвокат Джохар Утебеков. По его словам, больше всего алматинским водителям приходит штрафов именно за нарушение стоп-линии. Однако стоп-линия – это лишь один из пунктов, входящих в часть 1 ст. 601 КоАП. Поэтому
изменения, внесенные в эту статью, ведут к снижению штрафа до 3 МРП еще по целому ряду нарушений ПДД
«На самом деле это общий штраф за знак или разметку. Он применяется, когда в КоАП нет специального штрафа за нарушение знака или разметки. Например, отдельное взыскание есть за парковку под знаком «Остановка запрещена». Что еще относится к знаку и разметке, кроме заезда за стоп-линию?
По мнению председателя Независимого автомобильного союза Казахстана Эдуарда Эдокова, снижение штрафов по некоторым нарушениям ПДД – это благо не только для автолюбителей, но и для государства. Ведь суммы некоторых штрафов у нас почти как в странах Европы. Хотя по уровню доходов мы сильно отстаем.
Автоштрафы в Казахстане на уровне США — мигрант
— Снижение таких «драконовских» штрафов, на мой взгляд, приведет к большей оплачиваемости. Ведь уже давно отмечена закономерность: чем меньше размер штрафа, тем выше его собираемость, – говорит он. – Соответственно,
чем выше сумма штрафа, тем меньше шансов, что он будет уплачен
А если штраф за небольшое нарушение составляет уже не 11 300, а 6 800, да еще у водителя сесть возможность оплатить его в течение 7 дней с 50% скидкой (правда, это не распространяется на видеофиксацию), то в конечном итоге сумма составит всего 3 400 тенге. На мой взгляд, это должно мотивировать водителей не «договариваться» с полицейскими на месте, а уплачивать штраф по закону. А значит деньги пойдут не в чей-то карман, а в доход государства.
Как водится, одними послаблениями дело не ограничилось. Так, инвалидов, застигнутых за рулем в состоянии опьянения, теперь можно лишать водительских прав. Раньше для них был предусмотрен только денежный штраф. Кроме того, за отказ пройти медицинское освидетельствование (ст. 613 КоАП) водителей будут лишать прав не на два года, а на три — как за управление авто в нетрезвом виде.
Новые штрафы для водителей: минюст обсуждает суммы с общественностью
Но больше всего вопросов у автолюбителей вызвали изменения в части 3 статьи 596. Раньше она гласила «выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, в случаях если это запрещено ПДД, влечет лишение права на управление транспортными средствами сроком на один год». Теперь же ее дополнили казалось бы небольшой, но очень существенной ремаркой: «…в том числе сопряженный с разворотом или поворотом».
То есть теперь выездом на встречную полосу считается не только движение по ней, но и поворот с разворотом через сплошную
Раньше такие действия считались нарушением требований знаков и разметки, за что полагался штраф. Сейчас это ведет к лишению водительских прав.
Некоторые пользователи соцсетей уже опасаются, что это нововведение не только значительно усложнит жизнь автолюбителям, но и будет способствовать развитию коррупции на дорогах. Ведь многие скорее предпочтут дать взятку, чем лишиться водительских прав на год. Да и использовать эту поправку можно по-разному.
МВД готово уволить всех полицейских в Казахстане для искоренения коррупции — Касымов
— Это очень скользкая, на мой взгляд, норма, которая допускает различные трактовки, – говорит Эдуард Эдоков. – Например, совершая разворот на перекрестке, водитель запросто может на какое-то время выехать на «встречку». А значит теоретически его уже можно привлечь к ответственности по этой статье КоАП. И я думаю, что
не исключены случаи, когда полицейские будут этим пользоваться, а доказать свою правоту будет очень сложно
Буквально на прошлой неделе меня остановил дорожный патруль. По мнению полицейских, я совершил не совсем правильный поворот. То есть проехал по траектории, которая «не была по центру от проезжей части». После того как я сообщил им, что у меня есть видеозапись, а потому будем проводить экспертизу траектории движения и разбираться в суде, полицейские сказали, что ошиблись и отпустили меня с миром. Но когда цена подобной ошибки — лишение водительских прав, к чему это приведет? Когда обычному автомобилисту, не искушенному в юридических тонкостях и нюансах, полицейские будут доказывать, что он что-то нарушил, как он скорее всего поступит? Думаю, что постарается решить вопрос на месте. Поэтому на мой взгляд, подобные нормы дали нечистым на руку полицейским инструмент, с помощью которого они смогут вымогать деньги.
Что нужно знать при разговоре с сотрудником дорожной полиции
Вообще, по мнению моего собеседника, во многих случаях вместо лишения водительских прав лучше ввести штрафы. Причем чтобы они действовали по нарастающей. Нарушил в первый раз – просто штраф, во-второй – в 2-3 раза больше, и уж только в случае третьего нарушения – лишение водительских прав. А сразу забирать права за такое сомнительное нарушение ПДД не совсем корректно. Особенно учитывая уровень коррупции в рядах полиции, который по-прежнему является одним из самых высоких среди других госструктур.