В расследовании драки с летальным исходом ключевое решение сыграли показания судмедэксперта Юрия Охвата. В итоге человек, защищавшийся от двух нападавших, один из которых был вооружен ножом, отправился в тюрьму на 8 лет. И вот теперь стало известно, что эксперта Охвата за грубейшие нарушения при проведении экспертизы привлекли к ответственности.
Инцидент произошел в марте 2015 года — Александр Кузнецов подвергся нападению со стороны Сырыма Мураткалиева, вооруженного ножом, и Евгения Фролова. Драка произошла близ бара «Чукотка» и закончилась гибелью Мураткалиева.
В июне 2015 года Медеуский районный суд признал Кузнецова виновным совсем по другой статье — причинение смерти по неосторожности — и приговорил к полутора годам лишения свободы. 29 января 2016 года апелляционная инстанция горсуда Алматы изменила первоначальный приговор Кузнецову, назначив ему 8 лет лишения свободы за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью Мураткалиева, повлекшему его смерть.
По словам адвоката осужденного Алмы Мусиной, в процессе расследования уголовного дела о драке возле бара «Чукотка», равно как и во время судебного разбирательства, были допущены грубые нарушения закона.
— Первоначально уголовное дело в отношении Кузнецова было возбуждено по статье 102 УК РК (превышение пределов необходимой обороны), а в отношении напавших на него лиц — Мураткалиева и Фролова — по статье 293 УК РК (групповое хулиганство), — прокомментировала ситуацию Алма Мусина. — В отношении Мураткалиева уголовное дело было прекращено в связи с его смертью, а по Фролову выделено в отдельное производство. Примечательно, что сотрудники ночного клуба «Чукотка» подтвердили, что первоначально между Кузнецовым, Мураткалиевым и Фроловым возникла словесная перепалка в здании клуба, после чего охранник вывел их на улицу.
В своих первоначальных показаниях Фролов подтверждал, что Мураткалиев угрожал Кузнецову ножом, а первый удар в драке был нанесен не Кузнецовым, а самим Фроловым. Пояснения свыше двух десятков свидетелей трагедии подтвердили именно такое развитие событий
В первоначальном обвинительном акте так и говорилось, что Кузнецов был вынужден нанести три удара кулаком по лицу Мураткалиева, почувствовав опасность для своей жизни и здоровья. То есть смерть Сырыма Мураткалиева наступила не от нанесенных Кузнецовым ударов, а из-за неудачного падения и удара затылком об асфальт.
По словам адвоката, при таких обстоятельствах Кузнецов вообще должен был быть освобожден от уголовной ответственности, однако в суд дело поступило уже по другой статье — причинение смерти по неосторожности. На ходатайства защиты о возврате дела прокурору для устранения нарушений суд ответил отказом и рассмотрел дело по существу предъявленного обвинения.1 год и 6 месяцев лишения свободы — таким был приговор Медеуского районного суда.
Смерть у бара «Чукотка»: Александра Кузнецова приговорили к 8 годам лишения свободы
Апелляционные жалобы подали обе стороны. В горсуде Алматы рассмотрение длилось почти 7 месяцев, поскольку родственники погибшего Мураткалиева дважды настояли на проведении комиссионных судебно-медицинской и медико-криминалистической экспертизы. Тело Мураткалиева было эксгумировано.
В проведении последней участвовал эксперт Талдыкорганского центра судебной медицины Юрий Охват. Он-то и оценил в своем заключении все травмы, полученные Мураткалиевым, в совокупности. Хотя по утверждениям адвокатов Кузнецова, ушибленные раны на лице и перелом затылочной части черепа были получены при разных обстоятельствах. То есть Юрий Охват провел экспертизу с нарушением правил ее производства.
— За грубейшие нарушения Инструкции проведения СМЭ по уголовному делу в отношении Кузнецова, а также за вольные и некорректные суждения, допущенные в суде апелляционной инстанции, эксперт Юрий Охват был привлечен к дисциплинарной ответственности «строгий выговор»,
— сообщила адвокат Алма Мусина.
Она также объяснила, почему в течение года с момента вынесения приговора суда защита Кузнецова не обжаловала приговор в кассационном порядке. Было опасение ухудшения положения осужденного, которое позволяет действующее в стране законодательство в течение года с момента вступления приговора в силу.
Теперь у защиты Александра Кузнецова есть намерения обратиться в кассационную инстанцию Верховного суда по обжалованию приговора, поскольку помимо «строгого выговора» эксперту в деле появились новые материалы.
В частности, речь идет о получении новых заключений в пользу осужденного от специалиста «Бюро медицинских экспертиз «Альтернатива» Рахимжана Абдукаримова и профессора Марата Когамова. Кроме того, защита Кузнецова намерена добиться привлечения к ответственности сотрудников следственно-оперативной группы УВД Медеуского района Алматы, прокуроров Медеуского района, а также судьи Медеуского района, которые допустили нарушения закона на этапе следствия и в процессе разбирательства в суде первой инстанции.
— Апелляционная коллегия Алматинского городского суда в своем решении указала на все допущенные этими людьми нарушения, однако до сих пор никто не был привлечен к ответственности. Более того, даже вопрос такой не стоял, — резюмировала Алма Мусина.
Смерть у бара «Чукотка»: почему не было полной экспертизы ножа?