Астана
Сейчас
-11
Завтра
-14
USD
371.31
0.00
EUR
419.32
0.00
RUB
5.59
0.00

Когда детский лепет — повод бежать к дефектологу

В каких случаях нужно насторожиться и проконсультироваться с логопедом.

Кому-то с детства легко даются такие тяжелые звуки, как «р» и «л», а кто-то даже будучи взрослым не может четко произносить более простые звуки. Почему так происходит и что делать рассказала Мустафаева Алина Олеговна, руководитель Ассоциации логопедов и дефектологов «РиК» (на фото).

— С какими проблемами сейчас логопеды сталкиваются чаще всего?

— С задержкой речевого развития.

Все больше детей в возрасте 3-х лет не имеют развернутой фразовой речи

Малыши не говорят предложениями, а изолированно произносят только несколько слов.

— С чем это связано?

— Существует множество факторов, среди которых внутриутробные инфекции, гипоксия, родовые травмы и т. д. Каждый случай индивидуален и выделить что-то одно очень сложно.

— У всех детей есть те или иные дефекты речи?

— Конечно нет, основная часть детей даже незнакома с логопедами и дефектологами.

— Нужно ли консультироваться со специалистом на всякий случай, для профилактики?

— Обязательно. Особенно если беременность или роды были чем-то отягощены. Мамочку должно насторожить, если:

  • активный словарный запас не соответствует возрасту ребенка — в 1,7 года 10-15 слов, в 2 года 300, в 3 года 1000-1500 слов.

В 3 года у ребенка уже должна быть сформирована развернутая фразовая речь из простых предложений.

  • речь ребенка непонятна для окружающих (перестановки слогов, опускание первого слога или недоговаривание слога и т. д.);
  • допускает аграмматизм в предложении (неправильно строит предложение — например, мальчик говорит: «Я пошла магазина» или «У меня пять пальцем»);
  • искажает звуки, заменяет шипящие на свистящие (вместо шапка – сапка) или звонкие на глухие, твердые на мягкие (давай пойдем гулять – тафайпойтёмкулять);
  • у ребенка есть остановки в речи, как будто не хватает воздуха, или повтор первых слогов. Возможно, у ребенка начальная стадия заикания, на это обязательно нужно обратить внимание.

Это касается дошкольного периода.

Консультация необходима школьнику, если он:

  • неправильно произносит звуки;
  • испытывает трудности в овладении письмом (дисграфия), чтением (дислексия) — совершает «ошибки по невнимательности»;
  • пропускает и переставляет буквы в словах при письме и чтении, не дописывает слова, не ставит точки в конце предложения;
  • читает медленно и монотонно, сам додумывает конец предложения.

Если звуки неправильно произносит подросток, не стоит списывать это на некий шарм — проблему можно и нужно решать. Это позволит избежать массы комплексов в будущем.

— Правда ли, что если с ребенком общаются, используя большое количество уменьшительно-ласкательных суффиксов, то у него в дальнейшем с большей степенью вероятности возникнут дефекты речи?

— Не факт, но

мы рекомендуем разговаривать с ребенком с четкой артикуляцией

— Если не заниматься с ребенком, к чему это приведет? Пострадает только качество его жизни?

— Зависит от диагноза.

Не проведенная вовремя коррекционная работа при задержке речевого развития может привести к общему недоразвитию речи,

сложной дислалии (нарушение звукопроизношения), развитию дисграфии (специфическое нарушение письма) и дислексии (нарушение чтения) в будущем. И в итоге ребенок пойдет не в массовую школу, а в специализированную.

— Как готовить ребенка с дефектами речи к школе?

— Помимо подготовки к школе (чтение, письмо, счет и т. д.) такому ребенку необходимо заниматься с логопедом. Сюда входит постановка и автоматизация звуков, а также развитие фонематического слуха.

— Насколько быстро можно избавиться от дефекта речи?

— Тут все очень индивидуально и зависит как от дефекта, так и от ребенка. Если говорить об автоматизации звука,

в среднем на постановку и автоматизацию одного звука уходит 2 месяца,

при условии, что ребенок ходит к логопеду 3 раза в неделю и выполняет домашнее задание.

— Может ли мама сама помочь своему ребенку, опираясь на информацию из Интернета? Возможно ли навредить ребенку таким образом?  

— Здесь все зависит от речевых нарушений — может помочь, а может и навредить.