Производители автомобильной техники Казахстана более чем в 12 раз нарастили экспорт, продав в июне за рубеж в 1,7 раз больше продукции, чем за 5 месяцев до этого. О внутреннем рынке они также не забывают: доля отечественного автопрома в структуре продаж достигла рекордной отметки.
Июнь 2017 года стал прорывным в плане выхода отечественных производителей на международные рынки — за месяц было продано 584 автомобиля (по данным Ассоциации казахстанского автобизнеса, АКАБ). Для сравнения: в мае объем продаж составлял 47 ед., в первые 5 месяцев года – 341 ед.
Основу экспорта составляют собранные на казахстанских предприятиях легковые автомобили JAC, Toyota, Lexus и Lada, а также коммерческая техника Hyundai. Основными покупателями по итогам января-мая среди стран, не входящих в ЕАЭС, стали Китай и Узбекистан (данные Комитета по статистике).
Что касается внутреннего рынка,
доля отечественных производителей достигла исторического максимума – 46,8% по итогам июня
Этот показатель растет с начала года: за январь-июнь автозаводы отвоевали около 17% рынка.
По данным Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром», второй квартал 2017 года стал первым за более чем 2 года, отмеченный ростом продаж. По итогам апреля-июня, в Казахстане продано 11 282 новых легковых автомобилей, что на 4,3% выше аналогичного значения 2016 года и на 49,1% превышает результат I квартала 2017 года.
Всего по итогам первого полугодия казахстанцы купили 18858 автомобилей, из которых 4176 – в июне (данные «КазАвтоПрома»). АКАБ приводит другие цифры: 20876 ед. продано за 6 месяцев, 5172 ед. — за июнь. Разница и оценка суммарной стоимости продаж: АКАБ говорит о 180,7 млрд тенге, «КазАвтоПром» — о 471,7 млн долларов (по средневзвешенному курсу – около 150,3 млрд тенге).
Несмотря на то, что организации расходятся в конкретных цифрах, их общая оценка ситуации сходится:
казахстанский авторынок выходит из затянувшегося спада, но до показателей докризисного периода еще далеко
Впрочем, перспективы у отрасли неплохие.
Авторынок выходит из кризисного пике
Рост продаж новых авто связан с несколькими основными факторами. В первую очередь, это стабилизация экономической ситуации в республике и восстановление экономики после шока, вызванного переходом к плавающему курсу тенге. Население вновь становится уверенным в завтрашнем дне, а потому не боится тратить деньги, в том числе и на новые автомобили.
Еще одна причина – это действующая программа льготного кредитования при покупке продукции отечественных производителей. При этом модельный ряд автомобилей, сборка которых ведется на казахстанских предприятиях, расширился, что увеличило выбор для потенциальных покупателей.
Главные же перспективы развития отрасли специалисты связывают с программой утилизации старых автомобилей. Конкретнее, со вторым этапом – сертификатами на скидку при покупке новых автомобилей, которые получают казахстанцы, избавившиеся от старого авто по госпрограмме. Покупатель может получить скидку на новый автомобиль от 315 тыс до 1,3 млн тенге. За первые несколько дней действия программы, стартовавшей 26 июня, автомобили на сертификаты обменяли 32 человека. Всего же государство готово субсидировать будущую скидку для 23 тыс. клиентов, сдавших в утиль старые автомобили.