Футбол в Казахстане — дело убыточное. Но щедро спонсируемое бюджетом. И потому спорт обрастает коррупцией.
Финансовая отчетность ФК «Тобол» за 2016 год демонстрирует, что организация только «сосет» деньги из областного бюджета: расходы клуба в значительной мере преобладают над доходами. Так обстоят дела со всеми футбольными клубами страны. Об этом заявляет экономист Жарас Ахметов, основываясь на данных финансовой отчетности ТОО «Футбольного клуба «Тобол» за 2016 год.
Особенно экономиста заинтересовали данные по источникам доходов футбольного клуба. Среди них в 2016 году числятся такие статьи, как:
— Неплохое подспорье для футбольного клуба. Не думаю, что футболисты чем-то торгуют на этих рынках или оказывают услуги. Скорее всего,
местные власти направляют свою долю в доходах с этих рынков на содержание футбольного клуба
Очевидно, это такой способ снять нагрузку с бюджета при помощи дополнительных источников доходов. Но все познается в сравнении! Доходы клуба от реализации атрибутики — 18 тыс. тенге, от реализации билетов — 2 775 тыс. тенге, от рекламы — 59 тыс. тенге.
Зачем париться о качестве игры и росте популярности среди болельщиков, если есть Оптовый и Наримановский рынки и финансирование за счет областного бюджета?
— удивляется экономист.
Но «Тобол», по словам Ахметова, не исключение, а просто иллюстрация казахстанского футбола вообще.
— Футбол в Казахстане — это не бизнес. Сегодня 12 команд играют в премьер-лиге и только две из них, «Кайрат» и «Астана», имеют какое-то специфическое финансирование. Остальные 10 команд висят на шее областных бюджетов, которые их финансируют. У акиматов это входит в «обязаловку».
Ввиду своей убыточности, практически все футбольные клубы, за исключением «Астаны», выставлены на приватизацию
Но желающих приватизировать нет, кому нужен убыточный бизнес? — отмечает эксперт.
Напомним, что футбольный клуб «Кайрат» был выставлен на приватизацию в начале 2017 года. На сегодняшний день часть его акций принадлежит компании «КазРосГаз».
— «Кайрат» сейчас продолжает висеть на шее у этой компании и неплохо себя чувствует, — подмечает Ахметов.
Между тем, на днях ФК «Тобол» приобрел действующего игрока сборной Албании — Аздрена Лулаку. Футболист будет выступать за костанайский клуб до конца 2017 года на правах аренды.
— Футбольные результаты какие-то показывать все равно надо, вот и подписывают контракты, покупая новых футболистов,
— говорит Ахметов, затрудняясь что-либо сказать о профессионализме новоиспеченного игрока костанайского футбольного клуба.
Жарас Ахметов связывает неразвитость футбола в Казахстане с отсутствием детского и юношеского футбола
— Он хоть и финансируется, но достаточно слабо. Наблюдается острая нехватка детских тренеров. Если заглянуть в статистику сборной Казахстана в возрастной категории до 17 лет на чемпионатах Европы, можно увидеть, что мы ни разу не прошли первый этап отборочного турнира. Из этого следует сделать вывод, что
наши мальчики до 17 лет играют плохо. Поэтому сегодня клубами и покупаются иностранные игроки, чтобы показывать хоть какой-то результат
Мы очень мало растим своих молодых футболистов, — считает экономист.
По словам Ахметова, плачевная ситуация в казахстанском футболе наблюдается еще со времен развала СССР.
— Наши последние достижения — это восьмое место, занятое «Кайратом» на одном из чемпионатов СССР. Потом Советский Союз
развалился и профессиональный футбол как бизнес у нас так и не сформировался. Футбольный бизнес делают зрители — это трансляции, продажа билетов, атрибутики, рекламы. Но чтобы на футбольных играх присутствовали зрители, нужно показывать классную игру. А
чтобы показывать классную игру в условиях бюджетных ограничений, мы должны опираться на собственные молодые кадры
Если направить бюджетные деньги, которые идут на финансирование клуба «Тобол», на развитие детского и юношеского футбола в области и подготовку тренеров, тогда бы появились талантливые молодые игроки, из которых можно было бы формировать профессиональные футбольные клубы.
Тогдау нас была бы еще одна статься доходов — «продажа права на заключение контракта», так называемое право на трансфер футболиста. Вот тогда можно было бы найти уже каких-то частных спонсоров. К примеру, российский футбол держится частично на расходах госкомпаний, среди которых «Газпром» и «Лукойл», — отмечает экономист.
В связи с этим, казахстанскому футболу нужно срочно менять модель ведения бизнеса, убежден эксперт.
— В том виде, в каком он существует сейчас, он никогда не оторвется от «соски» бюджетных денег.
Сегодня детским и юношеским футболом занимаются все страны, кроме нас — это, я считаю, забота государства
А профессиональным футболом должен заниматься уже бизнес, — заключает экономист.