Писатель и блогер Канат Тасибеков отправляется в экспедицию по аулам этнических казахов, оказавшихся по разным сторонам границ.
Маршрут экспедиции «Ұлы Алтай» («Большой Алтай», «Big Altay») пройдет по районам Алтая, расположенным в четырех странах:
В каждом из этих мест живут этнические казахи, издаются казахские газеты, работают радиостанции и телеканалы на казахском языке.
— Английский фотохудожник Джимми Нельсон создал проект «Прежде, чем они исчезнут» о малых народностях. Среди его работ — материалы об «орлиных охотниках», казахах с Алтая, сохранивших кочевой образ жизни. Все это делают западные исследователи, а у нас ничего подобного нет, — посетовал Канат Тасибеков.
При этом, несмотря на сохранение заграничными казахами своего языка и обычаев, казахское пространство неминуемо сужается.
— В Синьцзяне казахи жили очень вольно, на них даже не распространялся принцип «одна семья — один ребенок». До 1954 года они жили вообще сами по себе, даже китайцев не видели. До начала нулевых там существовали казахские школы и вузы, в первые годы независимости и даже
в советское время Синьцзян был поставщиком казахскоязычных журналистов и писателей для Казахстана, они учились на казахском,
до сих пор есть радио и газеты на казахском языке. Но с 2002-2003 гг. политика в Китае начала меняться. Там больше нет казахских школ. Сейчас в Китае появились даже местные «шала-казахи», их называют «минь-каухан» — человек, который говорит на казахском с китайским акцентом и лучше знает китайский, чем казахский. Это поколение сформировалось из молодых людей, закончивших школу на китайском языке — сейчас в КНР только общие школы. Пространство сокращается, ведь Китай есть Китай.
В Монголии схожая ситуация. Казахское телевидение закрылось, газеты выходят все реже, радиоэфиры сокращаются, хотя раньше там все бурлило. Понятно, что казахи не исчезающий этнос, но их пространство вне Казахстана сокращается, — считает писатель.
Именно поэтому главная цель экспедиции — знакомство с жизнью казахских общин России, Монголии и Китая. Иными словами, Канат Тасибеков хочет показать и рассказать, как живут представители большого этноса за пределами Казахстана.
— Задача экспедиции — не совершить масштабный автопробег, а попробовать вжиться в местные казахские семьи, посмотреть на их жизнь изнутри: как пасут скот, как обедают, ужинают, общаются между собой, — пояснил он.
Есть у экспедиции и еще одна цель, уже не этнографически-лингвистическая, а скорее общественно-политическая.
— Казахстан в свое время вошел в состав СССР. У нас построены дороги, заводы, Байконур есть. Националисты говорят, что все это не очень хорошо, потому как русский язык сильно потеснил казахский. А с помощью экспедиции есть шанс посмотреть, что было бы без этого всего.
Те же монгольские казахи живут в юртах, пасут скот, к ним не приходила советская власть
И мы можем сравнить, что было бы с нами, — уверен писатель.
Отправляется в свое непростое, но увлекательное путешествие Тасибеков не в одиночку — его водителем, фотографом и проводником будет Алмабек Актайлов. Алмабек — этнический казах из Монголии, уже пять лет живущий в Астане.
Экспедиция стартовала 19 июля из Алматы. На внедорожнике «Нива» (Lada 4×4, если по-нынешнему) Тасибеков и его помощник проедут по казахским аулам Рудного Алтая, затем через Шемонаиху попадут на территорию Республики Алтай в РФ, оттуда — в аймак Баян-Ульгий в Монголии. Там казахи составляют 88,7% населения, а территория изобилует историческими памятниками — каменными изваяниями и наскальными рисунками.
Большую часть времени участники экспедиции планируют провести именно в Монголии, которая является своеобразным заповедником языка, обычаев и занятий предков. Из Монголии Тасибеков и Актайлов отправятся на территорию уезда Алтай Синьцзянь-Уйгурского автономного района КНР.
На родину члены экспедиции планируют вернуться через месяц. Завершится путешествие в Астане — под занавес международной выставки ЭКСПО-2017.