Как установка ГБО может отразиться на работе и безопасности автомобиля.
Аналитики finprom.kz сообщили о том, что казахстанские автовладельцы в ответ на рост цен на бензин стали активно переключаться на более дешевый вид топлива – газ. По их данным, в 2016 году продажи газового топлива на АЗС выросли на 43%, а реализация моторного бензина упала на 5%. Количество газовых АЗС в республике за год выросло на 51%. Но действительно ли перевод своего авто на газобаллонное оборудование (ГБО) столь уж выгоден экономически и не создаст ли это дополнительных проблем для автовладельца?
Споры автолюбителей о целесообразности перевода своей легковушки на ГБО ведутся уже давно. Одни считают, что это не только позволит значительно экономить на топливе, но и сделает их авто экологически чистым. Другие говорят, что это вредно для двигателя и сетуют на низкую скорость окупаемости оборудования. Но особенно много вопросов вызывает безопасность установки газового баллона и вмешательство в конструкцию автомобиля, не предусмотренную автопроизводителем.
Служебные автомобили актюбинских чиновников переведут на газ
Как сообщил Максим Либ, директор одной из крупных казахстанских компаний, занимающихся установкой ГБО, правильно установленный баллон никакой опасности не представляет.
— Баллон, который устанавливается в багажнике автомобиля, крепится согласно определенным нормам и требованиям, а потому не может сместиться, а уж тем более оторваться даже в случае серьезного ДТП, – говорит он. – Более того, в случае удара машины сзади он даже предотвращает деформацию полок багажника. Газовый баллон
сделан из стали толщиной 2-2,5 миллиметра и его очень трудно деформировать
Конечно, может случиться так, что вместо нового установят баллон, бывший в употреблении, который уже мог подвергнуться коррозии или проржавел изнутри. Но такое возможно лишь в каких-то мелких кустарных мастерских. Крупные фирмы несут ответственность за свое оборудование и так рисковать не станут.
Что касается вмешательства в конструкцию, по словам председателя независимого автомобильного Союза Казахстана Эдуарда Эдокова, автомобиль – это сложный механизм, и все его узлы и агрегаты должны быть рассчитаны на то, чтобы работать на определенном виде топлива. Когда автопроизводители проектируют подобные машины, соответствующим образом настраивается топливная аппаратура, система электрики и сам двигатель. Даже если используется система газ-бензин, все это предварительно проектируется и настраивается, чтобы машина работала именно в двух режимах.
Казахстанское представительство Toyota подтвердило отзыв автомобилей
— Если вы сами захотите переоборудовать свой автомобиль с бензина на газ, придется вмешаться в работу многих узлов и систем, что может не лучшим образом отразиться на функционале всей электронной начинки, так называемых «мозгов» автомобиля, – говорит Эдуард Эдоков. – Я не говорю про старенький «Москвич» или «Жигули», но практически во всех современных автомобилях есть компьютер, который анализирует очень много параметров. В том числе и то,
какая воздушно-топливная смесь используется и каким образом ее сжигание настраивается
Также при внесении изменений может произойти сбой в работе автомобиля, причину которого будет найти непросто.
По словам Эдокова, уже не раз были случаи, когда автовладельцы, переоборудовав свое авто под ГБО и поняв, что с их машиной явно что-то не так, были вынуждены ходить по кругу. То есть приходит автовладелец к мастеру по ремонту двигателя, а он говорит: «Вы тут газовое оборудование поставили, а потому обращайтесь к его установщику». Тот проверит и говорит: «Наше оборудование работает нормально, обращайтесь к электрику». Электрик посылает к электронщику, а тот снова к мастеру по моторам.
Минэнерго предупредило казахстанцев о нарушениях при продаже газа
— Может в каких-то крупных компаниях и есть специалисты, способные решить все проблемы сразу, но в основном установщик несет ответственность лишь за качество самого ГБО, – продолжает мой собеседник. – И у меня возникают большие сомнения, что взяв, например, ту же «Тойоту», отечественные мастера смогут настроить все ее агрегаты и электронику по специальным программам завода-изготовителя. Так, чтобы все соответствовало техническим требованиям и регламентам безопасности. Для этого они должны получить одобрение самого автопроизводителя. А я уверен, что ни «Тойота», ни БМВ», да и никто другой, не даст разрешение на переоборудование своих автомобилей в каких-то частных мастерских.
В принципе, Максим Либ не отрицает, что такие случаи бывают. Но по его мнению, причина здесь не в самом ГБО, а в нарушениях правил его установки.
Аким Мангистауской области назвал причину дефицита газа
— Что касается всех настроек, то там есть свои особенности, – поясняет он. – Помимо электронной части есть и механическая. В каком месте поставили дюзы, которые впрыскивают газ в выпускной коллектор, какой длины сделали шланги, как отрегулировали давление. В общем, там очень много нюансов именно по подаче газа. И зачастую, когда ГБО устанавливают непрофессионалы,
делают это некачественно, потом всю систему нужно каким-то образом отрегулировать
То есть люди непонятно где ГБО установили, погнавшись за низкой ценой или поддавшись на уговоры таких «мастеров», а потом начинается – мотор не тянет, двигатель троит, идет перерасход газа… Это случается сплошь и рядом. В конце концов они обращаются к нам, приходится все это переделывать. А если на машину, хорошо работающую на бензине, нормально установили ГБО с соблюдением всех норм, она будет работать как часы. То есть все проблемы от непрофессионалов-кустарей.
Отдельно стоит сказать об экономических выгодах. Сама установка ГБО в среднем обходится в 150-200 тысяч тенге. В зависимости от страны-производителя, оборудования и марки автомобиля. Судя по отзывам пользователей соцсетей, многие отмечают снижение мощности двигателя на 10-15%, что настолько же повышает расход газа по сравнению с бензином. Вызывает вопросы и действие газа на детали автомобиля. Одни специалисты говорят, что газ меньше окисляет масло, а двигатель работает мягче и без детонации. Другие утверждают, что бензин при сгорании смазывает внутренности поршней, цилиндров и прочих деталей, а с газом такого не происходит, так как он более сухой. В результате вся поршневая группа при работе на газе подвергается большему износу. Еще один минус пользователи видят в необходимости регулярного освидетельствования баллона и диагностики оборудования, что также ведет к дополнительным расходам.
Причину дефицита газа на заправках Актюбинской области установит прокуратура
— Лет пять назад я посчитал для себя, что при моем годовом пробеге установка газового оборудования и его дальнейшая эксплуатация позволит окупить затраты примерно через 12 лет, – говорит Эдуард Эдоков. – То есть я внес туда
стоимость установки и обслуживания оборудования, разницу в цене бензина и газа и другие возможные расходы
Но я езжу сравнительно мало. Те же, кто ездит много – по 100-200 тысяч километров в год, наверное, окупят все это в течение 2-3 лет. Но проблема в том, что до сих пор доподлинно неизвестно, как это переоборудование отражается на долгосрочном ресурсе двигателя.
Но даже если с установкой ГБО все будет в порядке, заправляться придется на определенных АЗС, а их пока не так много даже в крупных городах Казахстана. Конечно, автомобилей, работающих только на газе, практически нет. Ведь сам бензобак никуда не девается, а газовые баллоны в основном устанавливаются в багажник. И если закончился газ, дальше можно ехать на бензине. Но в этом случае срок окупаемости ГБО увеличивается еще больше.
Почему Алматы остается «газовой камерой»?
— Кроме того, лет 5-10 назад дизельное топливо было в 2-3 раза дешевле бензина. Теперь же цена почти сравнялась, – говорит Эдуард Эдоков. – Не получится ли такая же ситуация с газом? Что помешает поднять цену, если он действительно станет пользоваться большим спросом? В этом случае экономическая выгода будет еще меньше. Останется лишь плюс в экологической безопасности транспорта. В целом, на мой взгляд,
идея всеобщей газификации авто в первую очередь имеет смысл для общественного транспорта
Особенно для Алматы, где вопрос экологии стоит очень остро. Нужно развивать сеть газовых АЗС, закупать на заводе автобусы, уже оборудованные ГБО, изучить опыт тех стран, где используется газ, узнать, какие проблемы и вопросы у них возникают. Пока же для частных авто все искомые плюсы нивелируются минусами. На мой взгляд, «овчинка выделки не стоит».