Нур-Султан
Сейчас
-14
Завтра
-5
USD
379
0.00
EUR
418
0.00
RUB
6.13
0.00

На нефтяной игле: в Казахстане произошла деградация общественных ценностей — социолог

5245

Е. Есенгараев

— Если верить советской мифологии, некогда мы имели лучшее в мире образование и были самым читающим народом. Такие самохарактеристики, конечно, были далеки от реальности, но грели наши души. Даже сегодня среди тех, кто против возврата к советскому прошлому, не говоря о сильно ностальгирующих, мы видим популярность этого мифа. Причем мнение не основано на конкретных исследованиях — таковых попросту не проводилось.

Мы тогда сами провозгласили себя самой читающей страной, иногда и иностранцы говорили нам комплименты, а мы их потом с радостью тиражировали

Кстати, людям из самых образованных стран мира характерны другие склонности — они постоянно недовольны своим уровнем образования, — отмечает Есенгараев.

Корень проблемы — отсутствие философии

По словам социолога, уровень знаний в советский период не соответствовал современным требованиям. Но в тот период у людей не было рыночных соблазнов, благодаря чему они больше читали. Однако

их не учили систематизировано думать. Право думать «присвоила» себе советская система

Она запрещала развитие социологии, социальной антропологии, политической науки, а вместо философии советский народ получил догматическую дисциплину — основы марксизма-ленинизма. На основе советской догматики можно было вещать, призывать, но невозможно думать о проблемах общества и человека.

— При всех своих впечатляющих достижениях — высоком уровне развития точных наук, техники, первенстве в космосе, относительных успехах в развитии промышленности, в Советском Союзе за весь период его существования не было ни одного философа мирового масштаба. Всех ведущих философов выслали из страны в 20-е годы, а те, что остались и были обучены в советское время, должны были быть апологетами марксизма-ленинизма — по сути, проводниками советской идеологии.

Бесполезные инвестиции: наука в Казахстане существует «для галочки», — Осколков

Тогда и началось неизбежное понижение интеллектуальных стандартов, ведь в современном мире невозможно развивать образование без философии

и социогуманитарных наук. Последствия философского провала для нашего образовании и в целом для культуры мы будем ощущать еще долго. И в Казахстане за 25 лет независимости

  • не возникла философия,
  • не появилась социокультурная теория, соответствующая мировым стандартам.

В современном мире

страна с неразвитой философией, социологией, политологией не сможет решить проблему модернизации

и неизбежно окажется среди отстающих стран, — уверяет социолог.

Потребности для желудка, а не для мозгов

По словам Есенгараева, активно продвигаемая в Советском союзе идея получения образования хоть и нашла отклик в сердцах людей, но по факту образование не стало внутренней потребностью основной массы. С приходом рыночной экономики у казахстанцев появились возможности для получения образования и развития, но в то же время расширились возможности и для потребления — появилось много новых развлечений, которые и стали приоритетом.

— Если бы для наших людей образование было основной внутренней потребностью, оно не потеряло бы своего значения

из-за смены общественных отношений. Нельзя в одночасье забыть то, что является глубокой внутренней ценностью. Мир меняется, но если для человека чтение и образование являются основными ценностями, он все равно найдет возможность для этого. И хотя некоторые возразят, что у людей нет денег на книги, я с ними не соглашусь. Сегодня мы можем наблюдать, что у многих казахстанцев есть возможность купить машину, обеспечить себя комфортным жильем, отдыхать за рубежом. Мы видим, что

супермаркеты, торговые центры и тойханы «растут, как грибы после дождя», значит в них есть массовая потребность. Чего не скажешь о книжных магазинах

Их количество в Казахстане не только не растет, оно сокращается. Соотношение количества и масштабов торгово-развлекательных центров с книжными магазинами и структура инвестиций казахстанцев в свою жизнь являются наглядным выражением приоритетов общества, — делится наблюдениями социолог.

Люди в Казахстане ленивые

Есет Есенгараев отмечает, что согласно проводимому в России исследованию, люди адаптировались к последнему экономическому кризису пассивно: они стараются сокращать свои расходы и посадить больше «картошки на даче». Хотя при кризисе 90-х адаптация к новой реальности, наоборот, была активной:

люди находили новые возможности, осваивали новые виды деятельности, занимались мелким бизнесом

– и в этот процесс были вовлечено все население. Казахстан не ушел далеко от России: психологические установки в обоих государствах, как и в остальных странах постсоветского пространства, весьма схожи.

— Чем Америка, Япония и Сингапур отличаются от нас? Тем, что там население в основной массе хочет развиваться, развитие — это ценность. У нас же

люди привыкли уповать на государство и винят в своих бедах его,

сами же самостоятельно что-то изменить пытаются мало, — говорит социолог.

Тунеядство и амбиции — новые тренды казахстанских безработных

Есенгараев отмечает, что низкий уровень образования в стране подтверждает и образовательная миграция: количество желающих учиться за пределами страны значительно превышает тех, кто, наоборот, приезжает учиться в Казахстан. Он уверен, что если бы образование в Казахстане находилось на более высоком уровне, на нем бы можно было зарабатывать, а не надеяться в основном на доходы от нефти.

Какие люди — такое государство

— Сечас получается, что

мы подсели на нефтяную иглу и не ищем других путей развития.

Многие заявят, что эти пути должно искать государство. Но ведь во всех развитых странах не государство определяло эти пути, а сами люди. Государство — это порождение общества. Не может государство сильно отличаться в негативную или, наоборот, лучшую сторону от качества населения, которое оно представляет, — уверен Есенгараев.

При этом, по наблюдениям социолога, положительные сдвиги в интеллектуальном развитии в Казахстане все-таки есть. В частности, возникли новые образовательные центры, где дают достаточно качественное образование. Также следует отметить появление экономических и политических обозревателей.

— Пусть пока их обозрения и не такие системные и глубокие, но тем не менее что-то проклевывается. Ведь в советское время в Казахстане не было таких экспертов, соответственно не было и практики публичного обсуждения социально-экономических и политических проблем. Но в целом,

мы не можем сказать, что в краткосрочной перспективе интеллектуальная ситуация в обществе кардинально изменится.

Изменения во многом зависит от способности «производителей смыслов», «производителей ценностей», то есть философов, писателей, социальных ученых и журналистов изменить представления и ценностные предпочтения наших граждан. Но это долгий процесс, — заключает Есет Есенгараев.

Казахстанцы предрасположены к радикализму из-за советского наследия

© «365 Info», 2014–2020 [email protected], +7 (727) 350-61-36
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter