В погоне за развлечениями казахстанцы не стремятся быть образованными и «менять мир». Но негативная тенденция зародилась еще во времена СССР.
Значимость интеллектуальных ценностей для казахстанцев за последние годы сильно понизилась. Об этом свидетельствует тот факт, что они перестали заниматься самообразованием, наряду с массовом падением уровня образования в стране. Этими наблюдениями поделился социолог Есет Есенгараев. Он считает это неприятным, но закономерным итогом предпочтений современного общества. Причем данный тренд характерен не только для Казахстана, но и для всего постсоветского общества.
При этом социолог убежден, что такие общественные предпочтения не могли стать массовым феноменом за короткий период —
«трещина» пошла еще с советских времен. Именно тогда зародилось мнение об образовании в СССР как самом лучшем в мире,
что на самом деле является мифом.
— Если верить советской мифологии, некогда мы имели лучшее в мире образование и были самым читающим народом. Такие самохарактеристики, конечно, были далеки от реальности, но грели наши души. Даже сегодня среди тех, кто против возврата к советскому прошлому, не говоря о сильно ностальгирующих, мы видим популярность этого мифа. Причем мнение не основано на конкретных исследованиях — таковых попросту не проводилось.
Мы тогда сами провозгласили себя самой читающей страной, иногда и иностранцы говорили нам комплименты, а мы их потом с радостью тиражировали
Кстати, людям из самых образованных стран мира характерны другие склонности — они постоянно недовольны своим уровнем образования, — отмечает Есенгараев.
По словам социолога, уровень знаний в советский период не соответствовал современным требованиям. Но в тот период у людей не было рыночных соблазнов, благодаря чему они больше читали. Однако
их не учили систематизировано думать. Право думать «присвоила» себе советская система
Она запрещала развитие социологии, социальной антропологии, политической науки, а вместо философии советский народ получил догматическую дисциплину — основы марксизма-ленинизма. На основе советской догматики можно было вещать, призывать, но невозможно думать о проблемах общества и человека.
— При всех своих впечатляющих достижениях — высоком уровне развития точных наук, техники, первенстве в космосе, относительных успехах в развитии промышленности, в Советском Союзе за весь период его существования не было ни одного философа мирового масштаба. Всех ведущих философов выслали из страны в 20-е годы, а те, что остались и были обучены в советское время, должны были быть апологетами марксизма-ленинизма — по сути, проводниками советской идеологии.
Бесполезные инвестиции: наука в Казахстане существует «для галочки», — Осколков
Тогда и началось неизбежное понижение интеллектуальных стандартов, ведь в современном мире невозможно развивать образование без философии
и социогуманитарных наук. Последствия философского провала для нашего образовании и в целом для культуры мы будем ощущать еще долго. И в Казахстане за 25 лет независимости
В современном мире
страна с неразвитой философией, социологией, политологией не сможет решить проблему модернизации
и неизбежно окажется среди отстающих стран, — уверяет социолог.
По словам Есенгараева, активно продвигаемая в Советском союзе идея получения образования хоть и нашла отклик в сердцах людей, но по факту образование не стало внутренней потребностью основной массы. С приходом рыночной экономики у казахстанцев появились возможности для получения образования и развития, но в то же время расширились возможности и для потребления — появилось много новых развлечений, которые и стали приоритетом.
— Если бы для наших людей образование было основной внутренней потребностью, оно не потеряло бы своего значения
из-за смены общественных отношений. Нельзя в одночасье забыть то, что является глубокой внутренней ценностью. Мир меняется, но если для человека чтение и образование являются основными ценностями, он все равно найдет возможность для этого. И хотя некоторые возразят, что у людей нет денег на книги, я с ними не соглашусь. Сегодня мы можем наблюдать, что у многих казахстанцев есть возможность купить машину, обеспечить себя комфортным жильем, отдыхать за рубежом. Мы видим, что
супермаркеты, торговые центры и тойханы «растут, как грибы после дождя», значит в них есть массовая потребность. Чего не скажешь о книжных магазинах
Их количество в Казахстане не только не растет, оно сокращается. Соотношение количества и масштабов торгово-развлекательных центров с книжными магазинами и структура инвестиций казахстанцев в свою жизнь являются наглядным выражением приоритетов общества, — делится наблюдениями социолог.
Есет Есенгараев отмечает, что согласно проводимому в России исследованию, люди адаптировались к последнему экономическому кризису пассивно: они стараются сокращать свои расходы и посадить больше «картошки на даче». Хотя при кризисе 90-х адаптация к новой реальности, наоборот, была активной:
люди находили новые возможности, осваивали новые виды деятельности, занимались мелким бизнесом
– и в этот процесс были вовлечено все население. Казахстан не ушел далеко от России: психологические установки в обоих государствах, как и в остальных странах постсоветского пространства, весьма схожи.
— Чем Америка, Япония и Сингапур отличаются от нас? Тем, что там население в основной массе хочет развиваться, развитие — это ценность. У нас же
люди привыкли уповать на государство и винят в своих бедах его,
сами же самостоятельно что-то изменить пытаются мало, — говорит социолог.
Тунеядство и амбиции — новые тренды казахстанских безработных
Есенгараев отмечает, что низкий уровень образования в стране подтверждает и образовательная миграция: количество желающих учиться за пределами страны значительно превышает тех, кто, наоборот, приезжает учиться в Казахстан. Он уверен, что если бы образование в Казахстане находилось на более высоком уровне, на нем бы можно было зарабатывать, а не надеяться в основном на доходы от нефти.
— Сечас получается, что
мы подсели на нефтяную иглу и не ищем других путей развития.
Многие заявят, что эти пути должно искать государство. Но ведь во всех развитых странах не государство определяло эти пути, а сами люди. Государство — это порождение общества. Не может государство сильно отличаться в негативную или, наоборот, лучшую сторону от качества населения, которое оно представляет, — уверен Есенгараев.
При этом, по наблюдениям социолога, положительные сдвиги в интеллектуальном развитии в Казахстане все-таки есть. В частности, возникли новые образовательные центры, где дают достаточно качественное образование. Также следует отметить появление экономических и политических обозревателей.
— Пусть пока их обозрения и не такие системные и глубокие, но тем не менее что-то проклевывается. Ведь в советское время в Казахстане не было таких экспертов, соответственно не было и практики публичного обсуждения социально-экономических и политических проблем. Но в целом,
мы не можем сказать, что в краткосрочной перспективе интеллектуальная ситуация в обществе кардинально изменится.
Изменения во многом зависит от способности «производителей смыслов», «производителей ценностей», то есть философов, писателей, социальных ученых и журналистов изменить представления и ценностные предпочтения наших граждан. Но это долгий процесс, — заключает Есет Есенгараев.
Казахстанцы предрасположены к радикализму из-за советского наследия