Что такое система «ЭВАК» и почему ее внедрение в Казахстане вызывает неприятие у автолюбителей.
На днях министр оборонной и аэрокосмической промышленности РК Бейбут Атамкулов сообщил, что создание системы «ЭВАК» — экстренного вызова при авариях и катастрофах в РК — будет завершено в следующем году. Данное новшество предназначено для сокращения времени информирования экстренных служб о ДТП или иной чрезвычайной ситуации, что позволит существенно сократить смертность на дорогах.
Казахстан отключился от системы ЭРА-ГЛОНАСС
Идея хорошая. Но судя по высказываниям пользователей соцсетей, народ не очень-то верит, что она принесет реальную пользу. А некоторые и вовсе намекают, что это очередной способ «распилить» бюджетные деньги, а заодно залезть в карман к автолюбителям. Так что же такое система «ЭВАК» и почему отношение к ней столь неоднозначно?
По словам советника министра оборонной и аэрокосмической промышленности по научно-техническим разработкам Мейрбека Молдабекова, система «ЭВАК» – это социальный проект, который выполняется в рамках Таможенного союза. Подобная система безопасности уже несколько лет существует в Европе, успешно тестируется в России, а теперь принято решение создать ее и у нас. Прежде всего она предназначена для случаев, когда люди, попавшие в ДТП и получившие серьезные травмы, не могут самостоятельно вызвать помощь.
В Казахстане на автомобили установят кнопки SOS
— Сейчас на все автомобили, выпускаемые в странах Таможенного Союза, устанавливаются устройства вызова экстренных служб, которые при ударе или перевертывании автомобиля
автоматически передают данные о машине, ее владельце и координатах места происшествия
в экстренные службы, – поясняет Мейрбек Молдабекович. – Если же находящиеся в автомобиле люди еще в состоянии говорить, предусмотрена специальная кнопка, которая устанавливает голосовую связь с диспетчером. Благодаря этому можно быстро направить на место происшествия медиков, спасателей и полицию. По статистике, значительная часть пострадавших погибает в течение первых 30-40 минут, то есть так называемого «золотого часа». Если за это время успевает подоспеть помощь, во многих случаях удается спасти жизнь человека.
По словам моего собеседника, данная система уже разработана в России, Беларуси и Казахстане по единым требованиям и действует по единому протоколу. То есть даже если автомобиль из Казахстана будет находиться в России или Беларуси, система будет работать. Это же относится и к автомобилям из этих стран, находящимся на территории Казахстана.
Автоматическое оповещение полиции о ДТП введут в Казахстане в 2017 году
— По соглашениям, принятым между странами Таможенного Союза, все выпускаемые автомобили, а также те, что будут ввозиться в эти страны (в том числе и в Казахстан), обязаны оснащаться этой системой, – продолжает Мейрбек Молдабеков. – То же относится ко всем машинам, перевозящим опасные грузы и пассажиров. На старые автомобили, которые уже ездят по нашим дорогам, система «ЭВАК» будет устанавливаться в добровольном порядке. А вот
на новые машины обязаны установить такой терминал сами производители
Сделать это несложно – устройство маленькое и не потребует серьезных изменений в конструкции автомобиля. Просто сейчас идет психологическое неприятие этой системы. Многие понимают ее полезность, но хотят, чтобы все было установлено бесплатно. Но ведь этот терминал тоже чего-то стоит. Точную сумму назвать не могу, так как установка – это уже конкурентная среда, государство за это не отвечает.
В общем, автопроизводители обязаны установить терминал, и точка. А то, что это автоматически приведет к удорожанию машин, никого не волнует. Как, впрочем, и то, как именно и кем будет оказываться экстренная помощь. Как сообщил мой собеседник, этот вопрос разработчиков «ЭВОК» не касается. Их дело — создать систему, способную передать сигнал оперативным службам, дальше они должны решать проблему самостоятельно. А ведь сейчас даже в городе дождаться приезда скорой довольно проблематично. Что уж тут говорить об автодорогах, пролегающих в отдаленных районах. Но как оказалось, и это еще не все. До сих пор не решен вопрос самой передачи сигнала.
Система ЭВАК заработает в Казахстане в 2018 году
— Первоначальная стоимость проекта, заложенная в 2013 году, составляла 6,5 млрд тенге, – говорит Мейрбек Молдабеков. – Но в связи с тяжелым состоянием бюджета ставится вопрос, чтобы сократить эту сумму, а это конечно приведет к сокращению функционала системы. Какие-то ее части будут урезаться и определенные функции выполняться не будут. Сейчас мы оптимизировали это усечение. Например, в системе предусматривался так называемый «виртуальный сотовый оператор», задачей которого было объединить в себе всех сотовых операторов Казахстана для того, чтобы максимально покрыть территорию страны возможностью передачи сигнала о ДТП. Но
оказалось, что это оборудование обойдется почти в 3 млрд тенге
А в бюджете на это денег нет. Поэтому сейчас рассматриваем вариант не создавать «виртуального сотового оператора», а воспользоваться возможностями какой-то одной сотовой компании. Сейчас в РК две основных сотовых компании, у каждой из которых зона покрытия чуть больше 90% территории страны. Если денег не хватит, придется выбрать ту, что имеет максимальную зону покрытия и работать с ней.
Не очень доверяет вводимому новшеству и председатель независимого автомобильного союза Казахстана Эдуард Эдоков. По его мнению, система, способная автоматически сообщать экстренным службам о ДТП где-то в отдаленном районе, конечно нужна. Но возникает несколько вопросов.
Кто «ставит палки» в колёса автопрома Казахстана?
— Во-первых, если мы посмотрим на развитые страны, даже в Европе и Америке подобные системы еще не запущены в обязательном порядке, – говорит он. – Есть только некоторые крупные автопроизводители, которые добровольно ее устанавливают на свои автомобили. И обслуживанием этих систем занимается не какая-то диспетчерская служба, а сам автомобильный бренд. Насколько я понимаю, у нас «ЭВАК» в общем-то «заточена» под российскую «ЭРА ГЛОНАСС». Ведь насколько мне известно, в Казахстане нет своих спутников слежения, которые обеспечивали бы всю территорию страны системой GPS. Значит она будет нацелена на российскую систему спутникового геопозиционирования. Россияне
эту идею продвигают, потому что у них все производимые автомобили уже включены в систему «ЭРА ГЛОНАСС»
И чем больше таких машин будет на дорогах и чем больше они нам их продадут, тем больше выгоды получат. Российские официальные лица сами говорили, что в эту систему вложено очень много денег. И их нужно окупать. Да, базовые функции останутся бесплатными. Но потом на систему будут накручивать какие-то дополнительные «фишки», а за них уже надо будет платить. Да и вообще, если система разработана россиянами, завязана на российские спутники и с 2015 года тестируется в России, какой смысл изобретать ее заново. Не проще ли сразу брать российские разработки?
Единственное, что надо внедрить – центры по обработке информации
Поставить серверы, обеспечить телефонные линии и каналы связи между сотовыми операторами. Но мы решили пойти своим путем: изобретем казахстанский аналог «ЭРА ГЛОНАСС», потратим кучу денег из бюджета, поменяем оболочку, программное обеспечение и отрапортуем, что Аэрокосмическая индустрия развивается успешными темпами. На мой взгляд, это крайне неэффективное использование денег.
Также, по мнению Эдуарда Эдокова, больше внимания следует уделить системе связи и реагирования – ведь если ДТП произошло в отдаленном районе, где нет зоны покрытия сотовой компании, а до ближайшего медпункта сотни километров, какой вообще толк в этом новшестве? Также он считает, что внедрение данной системы не лучшим образом отразится на казахстанском авторынке.
Автодилеры Казахстана делают накрутки в 30-40% и поэтому их ожидает тяжелый год — Эдоков
— Уже сейчас в Казахстан нельзя ввести из-за границы автомобиль, не оборудованный этой системой. Хотя она в лучшем случае заработает в 2018 году, – поясняет он. – А
для того, чтобы ввести в РК автомобиль, даже официальные автодилеры должны вложить в ее установку немало денег
Насколько я помню, речь шла о 300-500 долларах. К тому же, чтобы установить ее на выпускаемый автопроизводителем автомобиль, систему нужно сертифицировать. То есть этот блок нужно установить в автомобиль, он должен пройти несколько краш-тестов – боковой, фронтальный и так далее. Подобной системы сертификации в Казахстане нет. Соответственно, мы должны делать это в России. Только там находится ближайший сертификационный центр, где можно провести подобное тестирование. А в прошлом году российские эксперты говорили, что такое тестирование и сертификация этого устройства на одной модели автомобиля стоит порядка 200 тысяч евро. На мой взгляд, все это сильно ограничивает казахстанский авторынок, отдавая преимущества российскому автопрому.