К 2041 году Казахстан и его соседей ждут грандиозные изменения. Насколько они будут позитивными, зависит от правильных действий властей.
Программа ЕС «Изучение Шелкового пути» выпустила прогноз развития Республики Казахстан в период до 2041 года. Основные выводы европейского экспертного сообщества представлены ниже.
За предстоящие 25 лет население Казахстана вырастет на 20%, но количество иждивенцев против экономически активного населения скорее всего вырастет в два раза. В результате этого
дальнейшее экономическое развитие потребует улучшения продуктивности экономики,
что само по себе требует новых технологий, развития новых сфер, улучшения управления страной и дальнейших улучшений для бизнеса.
США меняют свою стратегию в Центральной Азии
Устойчивое экономическое развитие ускорит урбанизацию – к 2041 году в городах Казахстана, возможно, будет проживать 70% населения. Казахстан будет продолжать оставаться желанным пристанищем для рабочих мигрантов из стран, расположенных южнее. Правительству потребуется предотвращать появление незапланированных, стихийных и произвольных поселений с потенциально негативным воздействием на окружающую среду, рынок рабочей силы, городское управление и социальную стабильность.
Весьма диверсифицированному в религиозном отношении Казахстану, который стремится попасть в список 30 самых развитых стран мира, нет другой альтернативы, кроме как быть светским государством со светскими законами, светскими судами и таким же образованием. Вызов заключается в совмещении светскости с толерантностью и уважением к другим религиям, одновременно обеспечивая постоянную поддержку населением светского образа управления страной.
Западные режимы не смогли адекватно распознать важность светского образа жизни для Казахстана,
Узбекистана и Азербайджана. Западные правительства и организации критиковали вмешательство правительств этих стран в дела религии, но не смогли разглядеть вызовов, с которыми приходилось работать правительствам этих стран. Поэтому на Западе зародилось ошибочное мнение, что действия правительств этих стран в области религии могли спровоцировать развитие терроризма.
Расширение ШОС позволит США расколоть Центральную Азию — эксперт
На фоне событий на Ближнем Востоке режимам запада следовало бы быть более осведомленными о ценности такой модели и быть готовыми работать более коллаборативно с Казахстаном и другими странами региона, чтобы корректировать некоторые изъяны светской модели развития, большинство которых унаследовано от СССР.
Информационная сфера Казахстана, в отличие от международных отношений, продолжается оставаться относительно изолированной,
и Россия является превалирующим внешним источником информации для среднего гражданина. Чтобы граждане Казахстана имели информационный выбор, соразмерный с растущей глобальной ролью страны, многовекторный подход должен быть применен в том числе и к информационной сфере. Это вопрос сильно игнорировался по сей день западными режимами, но в котором можно сделать многое, чтобы связать Казахстан и этот регион с большим миром во всей его сложности.
Ближневосточный кризис — новый вызов для Казахстана?
Долгосрочное экономическое развитие потребует трансформации экономической структуры и менеджмента Казахстана. Казахстан показал наличие у себя уязвимостей перед лицом негативных событий в мировой экономике, в то время как ближнее будущее скорее всего предложит новые вызовы.
В то время как Казахстан выбрал экономическую модель государственного капитализма в стратегических секторах в совокупности с рыночными практиками, реализуемым в нестратегических сферах,
главным вызовом движению вперед для государства станет необходимость избегать подавления частной инициативы,
особенно в отраслях, которые являются ключевыми для экономической диверсификации. Роль правительства должна быть в общем руководстве, поддержке, обеспечении стабильных экономических рамок и невмешательства в дела, которые лучше решаются рыночными силами.
Вместо рассеивания ресурсов среди большого количества сфер применения, правительству надо тщательно расставлять приоритеты.
Способность действовать проактивно с тем, чтобы предложить миру нечто больше, чем нефть, может определить экономическое будущее страны. В данном случае ключевой сферой является сельское хозяйство.
У Казахстана есть потенциал стать хлебной корзиной Евразии
Заменяя алфавит, казахи делают еще один шаг в сторону Запада — иноСМИ
Даже с учетом последних улучшений, сельское хозяйство требует радикального и капитального «ремонта». Первое – не доведенные до логического конца вопросы землевладения должны быть доведены до конечной формы. Правительству следовало бы определить единый образовательно-исследовательский центр в области сельского хозяйства и дать ему задание организовать трансформацию сельского хозяйства. Этот орган должен иметь в каждом районе республики свои службы распространения опыта. Западные фирмы и правительства могут сыграть в этом ключевую поддерживающую роль.
Новые возможности для развития современных производящих и сервисных отраслей экономики связаны с географическим положением Казахстана, как хаба огромного экономического пространства. В краткосрочной перспективе это будет означать продолжать поддерживать существующие связи с экономиками постсоветских государств и развивать более сильные связи с Ближним Востоком, Восточной Азией и Европой. В долгосрочной перспективе субконтинент Индия, где в 2041 году в сравнении с Китаем будет больше населения и больше молодежи, скорее всего станет очень важным торговым партнером Казахстана. Планы для такого развития событий надо составлять сегодня.
Чтобы добиться появления Казахстана и всей Центральной Азии на арене в качестве континентального моста, соединяющего и Индию, и Китай с Европой,
Казахстан должен усилить внутрирегиональные контакты и взаимодействие на всех уровнях
Отталкиваясь от Соглашения о стратегическом партнерстве, подписанном президентами Казахстана и Узбекистана в Астане в 2013 году, Астана должна модернизировать контакты и взаимодействие в экономической, социальной и силовой сферах.
На нефтяной игле: в Казахстане произошла деградация общественных ценностей — социолог
Сближение двух самых могущественных стран региона охладит иностранные государства, желающие принимать решения через головы населения Центральной Азии или намеревающихся продвигать свои интересы в этом регионе за счет эксплуатации различий между этими странами. Западным режимам, в частности США, следовало бы активно поддерживать установление такого понимания между странами региона, так как эти страны готовы делать больше, чем все, чтобы укрепить свои суверенитеты, кооперацию и безопасность на региональном уровне.
Слишком многое в мышлении и планировании новых торговых маршрутов завязано на правительство. Государственная политика в Казахстане должна приветствовать частные инициативы во всех областях «мягкой инфраструктуры», делающих торговлю возможной, включая логистику, склады, эксплуатацию и обслуживание оборудования и страхование на длительность всего передвижения грузов по территории страны.
Западные критики ошибочно предположили, что открытое и эффективное управление, а также транспарентный выборный процесс могут быть достигнуты легко и быстро. Вместо фокусировки на одномерное сопоставление авторитаризма против демократии мы рекомендовали бы сместить внимание на «хорошее управление».
Это надо расценивать как цель саму по себе и как ключевое предварительное условие для развития открытости правительства и выборной демократии. В свете целей и задач программного документа «Казахстан-2050»
Казахстану следовало бы удвоить усилия, направляемые на устранение «дефицита управления» и фокусироваться на создании чутких и эффективных правительственных агентств,
которые во всех сферах жизни будут влиять на жизнь граждан. В частности, это значит предоставление населению более лучших услуг и более транспарентные и подотчетные политические процессы.
Глобализация наступает: даже из мировых языков могут выжить не все
Лидеры Казахстана приняли программу институциональных реформ. Одновременно улучшая качество управления, Казахстан должен возвести сокращение коррупции в приоритет повестки дня. Чтобы достичь целей к 2041 году, Казахстан должен фундаментально трансформировать само понятие государственного служащего и того, как услуги и товары двигаются между чиновниками и гражданами. Это значит еще более активно продолжать процесс внедрения в практику электронного правительства и его технологий, чтобы урезать количество бессмысленных личностных контактов чиновников и граждан, обстоятельств, создающих предпосылки для передачи и получения взяток.
Западные правительства и организации могут плодотворно сотрудничать с Казахстаном, чтобы улучшить управление и бороться с коррупцией, но делать они это должны с правительством, а не над ним, каковое отношение в прошлом очень часто имело место. На самом деле, это единственный способ серьезно продвинуть вперед предпосылки для демократического развития, начиная с сегодняшнего дня и до 2041 года.
В период по 2041 год Казахстан и весь регион неизбежно подвергнутся глубинным воздействиям и влияниям в связи с глобализацией и встречными ей процессами.
Двумя важными переменными факторами станут будущее радикализма в исламском мире и глобальная экспансия США
В каждой из указанных областей возможны нежелательные эффекты, но в каждой должно быть разумное планирование с учетом того, что оба процесса могут развиваться и в позитивном направлении в указанный период. Целью планирования должно быть дальнейшее усиление, а не подрыв сбалансированной и «многовекторной» международной политики.
На региональном уровне Казахстан должен ожидать существенных, даже исключительных по важности перемен в Китае и России
Китай перестал быть коммунистическим: в стране растет социальное неравенство
– стран, чья эволюция в прошлом имела такие характерные особенности как резкие и драматичные сдвиги. Независимо от того, случатся или нет эти изменения в течение последующих 25 лет, Россия находится в демографическом и экономическом упадке. Доля тюрко-мусульманского населения в России к 2041 году существенно возрастет, что возымеет воздействие на внешнюю политику России.
Это значит, что если Казахстан сможет поддерживать отношения с Россией, при этом сохраняя свою суверенность и независимость в краткосрочной перспективе, вероятность нахождения положительного «модуса вивенди» (образа жизни) для долгосрочной перспективы будет высока.
Задолго до 2041 года Китай станет «постбумовым» государством со средним и выше среднего уровнем достатка, главной задачей которого станет поддержание централизированного контроля над обширной многообразной территорией и обслуживание нужд быстро стареющего населения.
В то время как наша страна сегодня правильно расставляет приоритеты в своих отношениях с Китаем на кратко- и среднесрочную перспективы,
с течением времени мы должны уделять больше внимания Индии,
которая будет играть критически важную роль в сбалансированной внешней политике Казахстана задолго до наступления 2041 года. Западные режимы могут сыграть позитивную роль, помогая открывать транспортно-торговые маршруты через Афганистан в Центральную и Южную Азии.
Вряд ли Европа станет ведущим действующим лицом в области безопасности Центральной Азии
в указанный период. Все же из-за своей экономической роли Европа будет продолжать играть важную роль в сбалансированной внешней политике Казахстана. На самом деле, если Казахстан примет решение углубить свою интеграцию с европейскими институциями, ему могут понадобиться отношения, аналогичные тем, что были предложены Европой другим постсоветским государствам в Восточной Европе в рамках Программы ЕС Восточного Партнерства.