Свой первый международный тур президент Трамп начал в Эр-Рияде. Там администрация Белого дома и чиновники Саудовской Аравии недвусмысленно объявили Иран дестабилизирующей силой региона, которому должны противостоять «сознательные страны». Некоторые события и обстоятельства данного визита попали под огонь суровой критики.
Некоторые комментаторы не постеснялись сказать, что визит американского президента расколол арабов залива. На это другие комментаторы англоязычного Интернета говорят, что Трамп в сегодняшнем бойкоте Катара не виноват, так как арабские народы не монолитны перед лицом остального мира, но его появление не могло не подхлестнуть противоречия между объектом и инициаторами разлада.
Вопрос, как поступать в отношении Ирана, всегда включен в повестку дня Совета по сотрудничеству стран Персидского залива (СССПЗ).
Каждая из стран залива «пучит глаза» и «держит стойку», дабы продемонстрировать способность и готовность ответить Ирану,
и отличия между ними заключаются в методах и подходах. Переговоры по иранской программе ядерных исследований и разработок вынесли эти методы и подходы на передовые линии. Под руководством Саудовской Аравии, Бахрейн и большинство эмиратов в составе Объединенных Арабских Эмиратов были настроены по поводу иранской сделки в лучшем случае скептически, выказывая опасения по поводу вмешательства Исламской республики в дела соседей. Другие, как Оман и Эмират Дубай надеялись монетизировать результат сделки и установить новые торговые партнерские отношения с Ираном. Кувейт и Катар зависли между указанным двумя группами. От главного приоритета – сдерживания Ирана – они не отказались, но при этом стремились к снижению напряжения, так как имеют общие с ним интересы в области торговли и разработки газовых месторождений.
Вооруженный конфликт в Йемене усложнил ситуацию в регионе. Эр-Рияд отправил туда свою авиацию, чтобы предотвратить распространения влияния Ирана на йеменских хуситов. Саудовская Аравия при этом совершенно убеждена, что к военным действиям в Йемене Иран однозначно приложил руку. Другие этой убежденности не разделяют, считая, что до конца роль Ирана в конфликте не прояснена и поддержка воюющим хуситам со стороны Ирана преувеличена. Таким образом Оман отказался присоединиться к коалиции арабских войск, вошедших в Йемен под командованием Саудовской Аравии. Страны, что присоединились к коалиции, т. е. весь СССПЗ минус Оман, считали, что США времен президента Обамы далеко отстранились от региона и своих союзников в нем, на основании чего им следовало бы тверже в военном отношении встать на ноги, чтобы гарантировать собственную безопасность.
По мере развития йеменского конфликта, разногласия внутри СССПЗ росли. Применение авиации дискредитировало себя своими результатами – состояние безопасности стран Персидского залива лучше не стало, их международный имидж упал, и они утеряли к себе доверие. Военные действия пожрали ресурсы, необходимые во времена кризиса, в страны залива стали прибывать тела погибших. Появились сомнения в целесообразности мероприятия, особенно с учетом игнорирования или подчинения саудовским интересов некоторых стран. Абу-Даби, например, больше всего интересовало сдерживание распространения исламизма в южном Йемене, но временами это вступало в конфликт, в войну саудовцев против хуситов. Тем временем резко выросло политическое самосознание и самоуважение ОАЭ, подкрепленное солидным военным потенциалом, и страна объявила об обязательном военном вовлечении в дела Йемена.
С ростом политического самосознания четче и наступательнее стала и внешняя политика ОАЭ.
Как свойственно арабам, свои конфликты и разногласия они пытались скрыть от внешнего мира. Достаточно иронично выглядит то, как на фоне растущих разногласий ОАЭ и Саудовская Аравия стали внешне ближе. Саудовцы называют Эмираты своим «ближайшим союзников в регионе», и их союз замешан на «общей крови, жертвах и судьбе». Так что СССПЗ выглядел объединенным против Ирана.
В январе 2017 г. Эмир Кувейта посетил Тегеран и передал его руководству письмо, в котором указаны предварительные кондиции, по выполнении которых будет организован диалог с Ираном. СССПЗ, включая Саудовскую Аравию, данное письмо поддержал. Предложение Кувейта заключалось в том, что Иран должен отозвать все свои силы и ресурсы, направляемые во вмешательства во внутренние дела стран региона. Тегеран позитивно отреагировал на идею организации переговоров как таковую, но предварительные кондиции назвал неприемлемыми Инициативы Кувейта, подкрепленные успешными переговорами между Тегераном и Эр-Риядом на предмет организации хаджей, казалось бы, способствовали появлению единой политики СССПЗ, которой организация бы придерживалась в переговорах с Ираном.
Иран, со своей стороны, переизбрал умеренного президента Хасана Роухани, который стал продавливать в стране идею диалога с соседями по Заливу. А потом в Саудовскую Аравию приехал Трамп, который открыто поддержал сторонников более жесткой линии в отношениях с Ираном и дал понять, что не откажется от своего ранее высказанного отношения к Ирану, как к угрозе. Агрессивная антииранская полемика вызвала критику со стороны некоторых членов СССПЗ, включая Эмира Катара, и сегодня мир наблюдает за растущим напряжением в регионе. Чиновники из Катара отрицают, что критика с их стороны имела место, но дипломатический кризис уже имеет место быть и нарастать.
На этой неделе пять стран Залива официально расторгли связи с Катаром за «поддержку различным террористическим и сектарианским группам, дестабилизирующим регион». За этим стоит нечто больше, чем просто опасения по поводу терроризма.
Это напоминает попытку изолировать Катар, особенно с учетом наметившегося диалога этой страны с Ираном.
Каковы выводы из всего этого. Первое – арабы не монолитны, и каждая из стран Залива имеет свои соображения в части национальной безопасности.
Второе – Трамп мог бы, не муссируя вопрос, что с Ираном нельзя договариваться, и не опираясь только на арабских «ястребов», использовать свое влияние, чтобы побудить регион решать свои противоречия дипломатическим путем.