Заявление руководства ЕНПФ об отрицательном инвестиционном доходе по пенсионным активам в 2016 году стало закономерным итогом деятельности Нацбанка в качестве управляющего этими огромными средствами.
Формально, если судить по данным, опубликованным на сайте ЕНПФ, вкладчикам этого государственного монополиста нужно радоваться росту начисленного инвестиционного дохода по их пенсионным накоплениям. По итогам января-мая Нацбанк заработал для них 126,9 млрд тенге (в том числе за май – 26,5 млрд тенге). За вычетом комиссионных вознаграждений, которые получает ЕНПФ, «чистый» инвестиционный доход составил на 1 июня 114,4 млрд тенге. Однако
в относительном выражении эти многомиллиардные суммы дают весьма скромную доходность по пенсионным активам ЕНПФ,
распределенную на счета вкладчиков (получателей) за период с 1 января текущего года по 31 мая, — 1,69%. Инфляция же за этот период сложилась на уровне вдвое большем (3,3%), и в итоге «съела» указанную доходность, превратив ее в убыток в реальном выражении (за вычетом инфляции). Добавим также, что к тому же произошло значительное падение инвестиционного дохода по сравнению с январем-маем 2016 года: его начисленная величина снизилась в 1,9 раз, а «чистая» — в 1,8 раз. В абсолютном выражении сокращение составило соответственно 111,8 и 94,2 млрд тенге.
Между тем, когда государство приняло решение сконцентрировать все пенсионные активы в ЕНПФ, для чего последний был создан в августе 2013 года на базе АО «НПФ «ГНПФ», одним из главных аргументов в пользу такого явно нерыночного решения была хроническая отрицательная доходность по пенсионным активам, которую показывали частные фонды. Что было, то было — как видно из приведенных данных, наибольшая разница между доходностью пенсионных активов и годовой инфляцией сложилась в 2011 году, составив минус 4,8%.
Источник: Комитет по статистике Министерства национальной экономики РК, АО «ЕНПФ»
Консолидация пенсионных активов в ЕНПФ завершилась в конце марта 2014 года. Нацбанком к тому времени полгода руководил Кайрат Келимбетов, назначенный 1 октября 2013 года после отставки Григория Марченко. Тот год был особенным для нашей экономики, поскольку инфляция тогда опустилась до рекордного минимума в 4,8%. Однако одновременно упала и доходность по пенсионным активам – с 4,0 до 2,2% в 2012 году.
В 2014 году Нацбанк начал отыгрывать инфляционные потери. Даже при том, что фактически единое управление всеми пенсионными активами страны после завершения их консолидации в ЕНПФ началось только в апреле, доходность по пенсионным активам по итогам этого года возросла почти втрое – с 2,2 до 6,3%! Источником этого чуда стала высокая средневзвешенная доходность новых инвестиций, осуществленных Нацбанком, на уровне в 8,33%, что было выше верхнего уровня прогнозируемого традиционно инфляционного коридора в 6-8% годовых. Кстати, инфляция тогда тоже не стояла на месте – она поднялась с 4,8 до 7,4%. Тем не менее, как видно из данных таблицы, отрицательная доходность пенсионных активов в реальном выражении опустилась до минимума в минус 1,1% за период 2010-2014 годов.
ЕНПФ должен вести диалог с обществом — Келимбетов
Обещанный же вкладчикам ЕНПФ перелом произошел в 2015 году, причем вопреки резкому росту инфляции до 13,6%. Но так как доходность по пенсионным активам выросла в большей степени – до 15,65%, то за вычетом инфляции она сложилась в реальном выражении положительной в 2,05%. Это означало, что наконец-то пенсионные накопления казахстанцев начали на самом деле расти, а стало быть их концентрация в ЕНПФ дала реальную отдачу. Напомним, что большую часть 2015 года Нацбанком руководил г-н Келимбетов, так как г-н Акишев сменил его на этом посту 1 ноября.
Увы, в 2016 году Нацбанк явно отодвинул на второй план задачу наращивания доходности по пенсионным активам ЕНПФ, так как для его нынешнего руководства приоритетными стали борьба с инфляцией и долларизацией. Значительно уменьшились и возможности для инвестиционного маневра Нацбанка в качестве управляющего пенсионными активами ЕНПФ после того, как в феврале прошлого года Совет по управлению Национальным фондом РК разрешил вкладывать эти средства всего лишь в 4 вида финансовых инструментов. В этот краткий список вошли казахстанские государственные ценные бумаги (в основном их выпускают Минфин и сам Нацбанк), обусловленные долговые ЦБ (облигации) квазигосударственных организаций системы ФНБ «Самрук-Казына», НУХ «Байтерек» и других, обусловленные финансовые инструменты (облигации и депозиты) банков второго уровня для финансирования субъектов МСБ и иностранная валюта для инвестирования на зарубежных финансовых рынках.
В результате у Нацбанка вполне логично возник серьезный конфликт между его политикой дедолларизации, повлекшей в прошлом году отрицательную курсовую разницу по инструментам, номинированным в инвалюте, и необходимостью в качестве управляющего пенсионными активами ЕНПФ агрессивно наращивать объем инвалютного «кэша» в инвестиционном портфеле последнего. Так, долларовая часть этого портфеля выросла в прошлом году почти на 57%, объем инструментов, номинированных в британских фунтах стерлингов, — на 75,2%, в российских рублях – 19,8%, тогда как тенговая часть прибавила лишь 6,2%. А так как казахстанская валюта укрепилась к доллару за тот год на 2,0%,
такой маневр Нацбанка повлек снижение общей доходности по пенсионным активам
из-за отрицательной курсовой разницы по инвалютной части инвестиционного портфеля. В абсолютном выражении она обошлась вкладчикам ЕНПФ в 20,5 млрд тенге, вычтенных из начисленного инвестиционного дохода. Но еще большую потерю им принесло падение средневзвешенной доходности к погашению долговых финансовых инструментов, находящихся в портфеле ЕНПФ, — она опустилась за прошлый год с 10,12% на его начало до 8,76% к концу. В итоге с 820,3 млрд тенге, заработанных Нацбанком в 2015 году для вкладчиков ЕНПФ, начисленный инвестиционный доход по пенсионным активам сократился в 2016 году более чем в полтора раза — до 531 млрд тенге. «Чистый» же инвестиционный доход снизился с 761,4 до 472,4 млрд тенге, или в 1,6 раза.
В 2017 году негативная ситуация с инвестированием пенсионных активов ЕНПФ продолжала усугубляться вполне предсказуемо.
Нацбанк по-прежнему придерживается своей линии на дедолларизацию, что повлекло укрепление тенге с начала года на 6,3%
Долларовая часть инвестиционного портфеля пенсионных активов ЕНПФ за январь-май выросла еще на 22,8%, тогда как тенговая сократилась на 0,4%. Средневзвешенная доходность к погашению долговых финансовых инструментов, находящихся в этом портфеле, опустилась к 1 июня до 8,1% годовых. Поэтому возвращение ЕНПФ к прежним «тощим» годам, когда инфляция «съедала» пенсионные накопления казахстанцев, выглядит закономерным.