Товарооборот с этими странами по итогам первого квартала 2017 года увеличился почти на 1,1 млрд долларов.
Товарооборот Казахстана в январе-марте 2017 года составил 16,8 млрд долларов, что почти на четверть больше показателей первого квартала 2016 года. Расширение связей заметно по всем направлениям, однако особо выделяются 10 стран, показатели торговли с которыми выросли минимум на 75% и превысили 10 млн долларов. Суммарная доля 4 европейских (Франция, Португалия, Хорватия, Сербия), 3 азиатских (ОАЭ, Монголия, Вьетнам), 2 африканских (Алжир, Южная Африка) стран и одного представителя Северной Америки (Канада) в торговой структуре Казахстана за год выросла с 5,8 до 11%.
Расширение партнерства дало РК дополнительно почти 1,1 млрд долларов экспорта и 1,06 млрд долларов товарооборота. При этом во многих случаях видны перспективы дальнейшего развития отношений.
Товарные рынки этих стран традиционно связаны слабо: Монголия предпочитает продавать продукцию (в основном полезные ископаемые и сельхозпродукцию) в Китай, а главным импортером для них является Россия. Изменить ситуацию в корне сторонам пока не удается, но первые шаги в этом направлении уже сделаны.
По итогам первого квартала товарооборот Казахстана и Монголии составил 14,7 млн долларов, что на 76% выше, чем за аналогичный период прошлого года. Торговля при этом развивается в одном направлении: РК наращивает экспорт, причем ключевым товаром являются сигары и сигариллы (объем продаж по итогам первого квартала составил 5,9 млн долларов).
Впрочем, структура экспорта в скором времени может поменяться: Монголия считается одной из самых быстроразвивающихся стран мира, и Казахстану есть что предложить. В январе-марте 2017 года руководители ряда госкомпаний провели переговоры с представителями Монголии. Например, «Казатомпром» предложил организовать поставки в эту страну казахстанского урана, а «Казахстан Темир Жолы» — магистральных тепловозов, грузовых вагонов, рельсов и прочей продукции.
Крупнейший торговый партнер Казахстана среди стран, представленных в списке, и пятый, если учитывать все страны мира. В первом квартале 2016 года доля Франции в торговле Казахстана составляла 3,8%, год спустя – 5,6%. Причиной роста товарооборота на 83,5% стало увеличение экспорта.
Франция является одной из европейский стран, торговые отношения с которыми во многом определены одним товаром – нефтью. После запуска Кашагана и роста цен на сырье, экспорт в эту страну увеличился почти в 2,5 раза.
Руководители французских компаний заявляли о том, что рассматривают Казахстан не только как самостоятельный рынок сбыта, но и как площадку для выхода в Россию и Китай. В связи с этим инвестиции Франции в экономику Казахстана растут (в основном в нефтяную и горнодобывающую отрасли), однако импорт из этой страны сокращается. За год закупки товаров сократились более чем на треть, а главным импортируемым товаром по итогам января-марта 2017 года стали лекарственные средства (14,5 млн долларов).
На Южную Африку приходится 28% от всех импортируемых с континента товаров. По итогам первого квартала 2017 года, Казахстан приобрел товаров на 11,5 млн долларов – на 98,7% больше, чем в январе-марте 2016 года. Причем торговля ведется довольно специфическими товарами, вроде сероорганических соединений (2,2 млн долларов) и оборудования для работы с твердыми минеральными ископаемыми (2,7 млн). Еще одна важная статья импорта – это жидкостные насосы, которые дали 2,4 млн долларов товарооборота.
А вот в обратном направлении товар не идет: экспорт Казахстана в Южную Африку равен нулю.
Еще одна страна, товарооборот (увеличился на 99,8%) с которой обеспечивает нефть. В 2017 году мощности этой отрасли в основном ориентированы на европейский рынок (сбыт в азиатском направлении значительно сократился), благодаря чему сотрудничество с такими странами как Португалия становится более тесным.
Собственно, нефть является единственным значимым источником экспорта (суммарные продажи еще 6 товарных позиций не достигли и 12 тысяч долларов), да и импорт из Португалии объемным не назовешь (всего 3,4 млн долларов), хотя он куда более диверсифицирован. Ключевым из завозимых товаров является обувь – объем сделок в первом квартале 2017 года составил 378 тысяч долларов.
Сербия ведет переговоры с ЕАЭС о создании зоны свободной торговли, но и без этого торговля между этой страной и Казахстаном растет. Правда, как и в случае с Южной Африкой, за счет одного только импорта: по итогам первого квартала 2017 года (как и годом ранее) торговых сделок, направленных на экспорт, осуществлено не было.
По сравнению с первым кварталом 2016 года начались поставки в Казахстан обработанных камней (2 млн долларов), значительно увеличился импорт бумаги (до 1,9 млн долларов, что позволило стать пятым по величине поставщиков среди стран, не входящих в ЕАЭС) и алюминиевых металлоконструкций (также до 1,9 млн долларов). В целом, в январе–марте 2017 года из Сербии импортированы товары по 118 товарным позициям (в 2016 – 93).
Летом 2016 года начала действовать зона свободной торговли между странами ЕАЭС и Вьетнамом, что уже дало положительные результаты. Товарооборот между этой страной и Казахстаном вырос более чем в 2 раза (на 101,8%). По итогам первого квартала 2017 года Вьетнам стал главным покупателем отечественного свинца (31,5 млн долларов – почти 50% от всех продаж металла) и вышел на третье место (после Китая и Турции) по экспорту цинка (33,1 млн долларов).
Впрочем, Вьетнам не только активно покупает, но и продает товары. Ключевое направление – это бытовая электроника. Импорт сотовых телефонов в январе-марте 2017 года составил 46,2 млн долларов. Для сравнения: из Китая аппаратов импортировано на 101,2 млн долларов.
Стоит отметить, что торговля между странами продолжает развиваться. Уже начались продажи казахстанской пшеницы, на очереди еще ряд сельхозтоваров.
Удивительно, но основой торговли двух крупных нефтедобывающих стран, расположенных в разных полушариях земли и ориентированных на разные рынки сбыта, может быть… нефть. Увеличение ее экспорта позволило Казахстану нарастить товарооборот с Канадой почти в 4 раза. Доля североамериканской страны в структуре торговли РК увеличилась за год с 0,3 до 1,1%, что сделало ее вторым по величине партнером в Западном полушарии.
В январе 2017 года на встрече премьер-министра Казахстана Бакытжана Сагинтаева и парламентской делегации Канады было объявлено, что страны намерены расширять сотрудничество в сельском хозяйстве и аграрной промышленности, а также ряде других направлений. Это находит отражение в импорте: основная доля закупаемой Казахстаном в Канаде продукции приходится на сельхозтехнику.
В 2017 году Казахстан и ОАЭ провели несколько встреч на самом высоком уровне, в результате чего странами был достигнут ряд важных договоренностей. Главная для населения – отмена виз при посещении Объединенных Арабских Эмиратов. Главная для бизнеса – соглашения о реализации целого ряда инвестпроектов на территории двух стран в таких отраслях как энергетика, ЖД-транспорт и нефтяная отрасль.
О том, что отношения между странами улучшаются, свидетельствует и увеличение товарооборота в 5,2 раза. ОАЭ вошли в пятерку крупнейших азиатских торговых партнеров Казахстана, став вторым по величине покупателем меди – объем продаж по итогам первого квартала 2017 года составил 130,7 млн долларов, в результате чего Эмираты фактически заняли место Мальты, переставшей закупать медь в Казахстане.
Хорватия, как и ее соседи по континенту Франция и Португалия, значительно нарастила поставки нефти из Казахстана, быстро превратившись из одной из многих небольших во всех отношениях европейских стран в одного из главных торговых партнеров Восточной Европы (по объему товарооборота ее опережает лишь Румыния).
Объем продаж нефти в эту балканскую страну в первом квартале 2017 года вырос по сравнению с аналогичным периодом 2016 года почти в 22 раза, достигнув 161,5 млн долларов. Для сравнения: традиционные потребители казахстанского «черного золота» в лице Японии, Турции и Кореи суммарно совершили сделок на 158,3 млн долларов.
Алжир по сути стал новым для Казахстана рынком: в первом квартале 2016 года товарооборот с этой страной составил 41,2 тыс. долларов, год спустя – 20,8 млн долларов. Таким образом, рост за 12 месяцев составил более 50 тысяч процентов! По итогам января-марта 2017 года эта страна стала ключевым партнером в Африке, аккумулировав на себе почти 28% сделок по континенту.
Десять стран, с которыми Казахстан торгует все хуже и хуже
Как и в случае со многими странами из списка, главным объектом торговли стала продукция нефтяной отрасли (в данном случае — нефтяных газов). Интересно, что Алжир сам является одним из крупнейших мировых экспортеров нефти и сопутствующих продуктов, продавая их в том числе и на конкурирующие с Казахстаном рынки Франции, Италии и ряда других стран.
Второй товар, обеспечивший расширение торговых связей, стал плоский прокат. Казахстанские металлурги понемногу заходят на новые для себя рынки северной Африки, частично перекрывая уход из ближневосточных стран. Пока покупателей в этом регионе двое – Ливан и собственно Алжир. Пока объем продаж относительно невелик, но учитывая рост производства в Казахстане, не исключено, что это только начало.