120 тысяч домов — таково количество незарегистрированного жилья только в пяти областях Казахстана. Это целый город.
Из-за большого списка требуемых документов и дороговизны услуг казахстанцы не спешат регистрировать построенные самостоятельно дома. Бюджет в итоге недополучает миллиарды тенге.
Сегодня только в пяти областях в районах повышенной сейсмической активности либо с иными особыми геологическими условиями нашли почти 120 тысяч незарегистрированных частных жилых домов и строений общей площадью 9,9 млн кв. метров. В сумме количество населения вполне сопоставимо со средним городом.
В списке регионов:
В октябре 2015 года парламентарии приняли поправки в части регистрации построек ИЖС. Для строительства «в районах повышенной сейсмической активности либо с иными особыми геологическими условиями» были введены особые обязательные нормы. Как утверждают мажилисмены Омархан Оксикбаев и Ирина Унжакова в депутатском запросе, сделано это было «в целях обеспечения безопасности граждан, повышения надежности, устойчивости и прочности».
В число обязательных норм вошли:
Выполнение закона возлагалось на местные исполнительные органы.
После этого, утверждают депутаты, в мажилис посыпались жалобы граждан. Во первых, оказалось, что с проектировщиками и подрядчиками в сельской местности проблема — их почти нет. В результате, имеющиеся в наличии подняли цены на свои услуги, а сельчане начали отстраиваться вообще без соблюдения каких-либо норм. Итогом стало, что теперь многие не могут зарегистрировать построенные своими силами дома в органах юстиции.
Дом лучше квартиры: казахстанцы все активнее строят свое жилье
Отсутствие регистрации ИЖС не позволяют гражданам устроить детей в школы и детские сады, встать на учет в больницах, устраиваться на работу,
получать адресную государственную социальную помощь, а также вести подворную хозяйственную деятельность.
По мнению депутатов, эти факторы сдерживают темп строительства жилья на селе.
— Неподкрепленность закона соответствующими организационными мерами загнала людей в тупик, — утверждают они.
Экономист Магбат Спанов полагает, что ситуация позволяет судить «об уровне отношения к власти и уважения законов».
— Это показывает, насколько неэффективно управление
У нас много говорят о реформе госслужбы, но даже на этих примерах видим, что его качество серьезно ухудшается. Реформа госслужбы, начатая в 2013 году, привела к тому, что среди чиновников резко сократилось число людей, которые могли бы аргументированно доказывать свою точку зрения. Остались только исполнители, которые не берут на себя ответственность и не могут решить тот или иной вопрос. А это уже чревато для нашего государства серьезными проблемами, — полагает он.
В числе проблем, по мнению Спанова, солидные финансовые потери, поскольку уже сегодня бюджет не получает с этих строений налогов. Конкретные цифры экономист назвать затруднился, поскольку в каждом регионе действуют утверждаемые на уровне маслихатов собственные коэффициенты. Но по самым минимальным оценкам парламентариев,
речь идет о потерях свыше миллиарда тенге
И это только по указанным регионам.
— Государство не может все пустить на самотек — но и заставлять сограждан не получается. Просто надо думать, как создать реально работающую систему. Сейчас необходимо согласовывать проекты, готовить много различных документов — это сложновато. Например, можно сделать не разрешительную форму строительства, а уведомительную, тогда все станет намного проще. Если появится эффективная система, тогда и законы начнут уважать, — говорит Спанов.
Одной из причин столь большого количества незарегистрированных строений мажилисмены называли дороговизну документации и услуг технического и авторского надзоров. Магбат Спанов эти доводы не счел состоятельными.
Зарплаты не успевают за ценами — статистика
По его мнению, «если у людей есть возможность строить, значит есть возможность и платить за документацию». Вопрос в желании и доверии, полагает экономист.
Политолог Досым Сатпаев согласен, что в обществе царит правовой нигилизм и неуважение к законам. Причем в числе прочих причин — низкое качество самих законов.
— Законотворческая деятельность в Казахстане уже давно стала притчей во языцех. Чуть ли не ежегодно в ее адрес звучат одни и те же претензии. Ситуация напоминает игру в пинг-понг: депутаты постоянно обвиняют правительство и отдельные министерства в некачественной подготовке законопроектов, а правительство в ответ критикует парламентариев, которые не очень активно участвуют в отшлифовке законов, — говорит Сатпаев.
Действие политической реформы увидим после парламентских выборов — Калетаев
Результатом плохой работы становятся «сырые» законы, которые нередко воспринимаются обществом в штыки. В качестве примера он приводит скандальные поправки в Земельный кодекс и регистрацию. Когда в обществе по этому поводу начались волнения. Чтобы снизить напряженность, пришлось оперативно вмешиваться уже президенту.
Такие законы больше создают проблемы, чем их решают
, — считает политолог.
В качестве лекарства Сатпаев рекомендует привлечение к работе над законопроектами общественность и независимых экспертов.
— В последние годы у нас начали вводить такую практику, но очень точечно. По одним проектам создают рабочие группы с участием общественности, по другим — нет. И то, экспертов приглашают из определенных списков, — сетует политолог.
— Реализация на местах предполагает системную работу на всех уровнях, — говорит Сатпаев. — Если возникают какие-то проблемы, то либо что-то недосмотрели в законе, либо неэффективен госменеджмент на местах.
Вторая проблема, по мнению политолога, в неисполнении законов самими представителями госаппарата. Когда простые казахстанцы видят, как люди, которые принимали законы и должны претворять в жизнь, сами же их и нарушают, уровень правового нигилизма в обществе серьезно вырастает.
Коррупция растет в арифметической прогрессии
— Ситуацию можно изменить только одним способом: добиться выполнения самого главного принципа «перед законом все равны». Люди должны увидеть, что любой нарушивший закон, независимо от должности и родственных связей, будет наказан, — считает Досым Сатпаев. — Сейчас проходят громкие процессы, но все понимают, что они стали больше результатом внутриэлитных склок, нежели системной антикоррупционной борьбы. Складывается ощущение, что есть некая «каста неприкасаемых».
Политолог уверен, что когда законы будут исполняться самими «слугами народа», тогда они в свою очередь могут требовать того же и от граждан. И это уже не будет напоминать политику двойных стандартов.
Адвокат Светлана Ковлягина напоминает, что нарушение сроков регистрации может быть чревато административными штрафами. Однако о сносе строений речь может идти, только если нарушено целевое использование земли или участок для строительства просто был самовольно захвачен.
— Человек должен обратиться в органы юстиции с просьбой зарегистрировать домостроение. Ему обязаны ответить письменно и в случае отказа обосновать причины опять же письменно. Если это не самовольная постройка, она сносу не подлежит, — разъясняет она процедуру.
Ответственность за сложившуюся ситуацию юрист возлагает на исполнительское звено. Например, она не исключает, что многих просто не предупредили, по каким правилам следует вести строительство.
Жилищное строительство в Алматы в 2015 году увеличилось на 3,5%
— Человек строит дом не день и не два. А где все это время наша жилищная инспекция, контролирующие органы? — задается Ковлягина вопросом. — Никого не интересует, каким образом строят, никто не контролирует соблюдение норм и требований. Может, людям даже неизвестно, что именно нужно соблюдать? А вот когда уже построили, оказывается, нарушили и не могут ввести в эксплуатацию. Может, следует обжаловать через суд бездействие государственных органов, которые в течение всего срока строительства не осуществляли контроль и не давали человеку никаких предписаний.
При этом адвокат полагает, что
само количество незарегистрированных строений — основание для того, чтобы пересмотреть закон
— Наверное, требования к строительству в сельской местности нужно упрощать. Пусть депутаты этим и занимаются, — говорит она.
То же самое полагают и авторы депутатского запроса, особым пунктом предложив при необходимости изменить закон «в части упрощения механизма ввода ИЖС в эксплуатацию в районах повышенной сейсмической активности либо с иными особыми геологическими условиями».