В Казахстане проверке и сертификации подлежат лишь аттракционы, официально принадлежащие паркам.
В минувшее воскресенье в киргизском городе Ош рухнула карусель. По сообщениям местных СМИ, пострадали 8 человек. К счастью, в Казахстане столь серьезных ЧП за последние годы зафиксировано не было. Однако менее значительные происшествия, связанные с аттракционами, отнюдь не редки.
По словам президента РОО «Национальная Лига Потребителей» Светланы Романовской, люди часто обращаются с подобными жалобами в их организацию. В основном это связано с батутами, надувными горками и другими подобными аттракционами, где зачастую не соблюдаются даже элементарные правила безопасности.
Стеклянный мост через горы хотят построить власти Алматы
— Вообще, это не лицензируемый вид деятельности, – рассказывает Светлана Юрьевна. – Мы не раз поднимали вопрос о том, что все оборудование должно быть сертифицировано и лицензирован этот вид деятельности. Но нас пока не слышат. Чаще всего предприниматели просто берут землю в аренду и делают что хотят. Санитарное состояние просто ужасное.
Там даже пыль не протирается, дети стирают ее своими носками, создавая видимость чистоты.
В тех же случаях, когда ребенок получал травму и его родители обращались за помощью к нам, дело до суда ни разу не дошло. Все было настолько явным, что не требовало дополнительных доказательств. Да и владельцы аттракционов не хотели, чтобы это стало достоянием общественности, поэтому предпочитали возместить все расходы, связанные с восстановлением здоровья, и моральный ущерб. Суммы компенсации зависели от того, насколько пострадал ребенок. Максимальная сумма составила полтора миллиона тенге. Но не нужно думать, что опасность могут представлять только аттракционы, установленные где и как придется. Случалось, что жалобы поступали и на казалось бы надежные парковые аттракционы, которые ломались и останавливались, оставляя людей в подвешенном состоянии.
Что касается географии поступивших жалоб, по подсчетам Светланы Юрьевны, больше всего их было из Астане и Алматы. Из других городов обращения тоже были, но гораздо меньше. Видимо, там предпочитают не обращаться ни в какие инстанции и разбираться на месте.
Вообще, как отметила моя собеседница, получить компенсацию за причиненный ущерб в таких случаях довольно проблематично. Во-первых, достаточно сложно собрать доказательную базу для судебного иска. А во-вторых, сейчас практически любой аттракцион может взять в аренду индивидуальный предприниматель, и парк за его действия ответственности не несет. В случае какого-то ЧП за все должен отвечать арендатор. Но что можно взять с индивидуального предпринимателя, у которого (в отличии от ТОО) не то что уставного капитала, зачастую и расчетного счета не имеется? Его финансовые поступления тоже никак не контролируются, он выплачивает лишь определенную сумму за аренду. На большинстве таких аттракционов даже чеки не выдают. А потому человеку в случае какого-то ЧП очень сложно доказать, что он вообще там был.
Полицейские задержали подростков, забравшихся на колесо обозрения в Павлодаре
— Хотя я будучи депутатом мажилиса парламента добилась поправки, что фото и видеозапись является доказательством в суде, – продолжает Светлана Романовская. – То есть
если вы засняли на свой мобильный телефон подобный инцидент, можно смело идти с исковым заявлением в суд.
Эта норма прописана в статье 18 «Закона о защите прав потребителей» и вступила в силу только в прошлом году. И важно, чтобы люди об этом знали. Если вы зафиксируете на видео неприемлемое санитарное состояние, батут некачественный, горка или другой аттракцион являются опасными, сможете все это доказать и привлечь владельца аттракциона к ответственности.
О безопасности таких развлечений мы решили расспросить и директора парка аттракционов «FAMILY PARK» Равиля Рахматуллина. Именно там несколько лет назад произошел нашумевший случай с остановкой «колеса обозрения», заполненного людьми.
По его словам, они делают все возможное для безопасности посетителей. Ежегодно проводятся испытания аттракционов с привлечением специальной лаборатории, которая выдает экспертное заключение по их работоспособности и безопасности. Кроме того, сотрудники парка в течение осенне-зимнего периода заменяют все изношенные детали, а в начале сезона проводят испытание грузом (используя мешки с песком) с превышением максимальной грузоподъемностина 25%. Но техника есть техника — мелкие поломки время от времени возникают. Тогда аттракцион попросту останавливают до полного ремонта.
В Актау на колесе обозрения застряли четыре человека
Что касается случая с «колесом обозрения», дело было не в неисправности аттракциона, оно остановилось в результате отключения электроэнергии во всем районе.
— Мы сразу обратились в районные энергосети и выяснили, что света не будет полчаса или час. Но оставлять людей на высоте было нельзя, тогда мы решили прокручивать колесо вручную, – вспоминает Равиль Максутович. – Хочу пояснить, что загрузка колеса ведется сначала через две кабинки, потом через одну, лишь затем пускают посетителей в каждую. Но тогда был выходной день и аттракцион был полностью загружен. Мы его проворачивали, просили часть пассажиров остаться, чтобы дисбаланс не получился, но
люди в панике стали выходить, получился перевес и колесо на полоборота резко провернулось
до того состояния, что кабинки с людьми оказались внизу. Потом их благополучно высадили. Иски в суд тогда никто не подал.
В целом же, по мнению моего собеседника, большинство проблем на аттракционах возникает из-за элементарной невнимательности и нежелания родителей принять существующие правила. Если оператор говорит, что до полной остановки поручни отпускать и вставать нельзя, дети не слушаются и нарушают правила. Некоторые взрослые просят оператора аттракциона пропустить их ребенка, даже если он не проходит по росту и возрасту.
Экс-сенатор предложил открыть Диснейленд на месте Экспо
— Относительно батутов и надувных горок, установленных в разных местах, я могу сказать, что однозначно против их деятельности, – продолжает Равиль Рахматуллин. – Их
используют дилетанты, которым нужно только деньги заработать, а безопасность и санитарное состояние их мало волнуют.
Потому там и происходят случаи травматизма, а потом обо всех аттракционах складывается общее негативное мнение. Прежде чем пустить в работу, у нас каждый аттракцион проверяют электрик и механик. Потому что мы чувствуем свою ответственность и понимаем, чем это чревато. Мы ни один аттракцион в аренду не сдаем и не ставим чьи-то чужие. Хотя с такими предложениями приходят чуть ли не каждый день – то батут разрешить поставить, то горку, но я отказываю. Хватает двух батутов, которые принадлежат непосредственно парку.