Критические выступления национал-патриотов против празднования 9 мая как Дня Победы вызвали ответную реакцию: «Так выступают лишь противники Евразийского союза, сторонники Евромайдана и приверженцы нацистских идей».
Наиболее ярко День Победы в казахскоязычных СМИ раскритиковал Расул Жумалы. Он заявил, что Великая Отечественная война была войной сталинской коммунистической России против гитлеровской фашистской Германии. И что казахи не имеют к ней отношения: их якобы заставили участвовать в этой чужой войне.
Но эту точку зрения в корне неверной считает экс-вице-министр сельского хозяйства Марат Толибаев.
— Казахи добровольно вошли в состав Российской империи и добровольно находились в составе Советского Союза
Ни царская, ни Красная армии не объявляли захватническую войну казахским кочевым племенам в классическом смысле этого слова. Казахстан не был колонией России. Наши правители сами вступили в союз. Можно долго рассуждать, правильно это было или нет, выгодно или нет. Но факт остается фактом. Это было решение выбранных нашими предками и управлявших ими ханов, — пишет он на своей странице в Facebook.
Толибаев подчеркивает, что к моменту вторжения фашистской Германии в СССР Казахстан был союзной республикой. И казахи в тот момент не вели каких-либо освободительных войн с Россией или коммунистическим режимом.
— Мы развивались со всей страной и были равноправным ее членом, не считая некоторых перегибов, о которых нужно говорить отдельно. Поэтому утверждать, что Великая Отечественная война была чужой войной, в корне неверно.
В случае победы Германии, казахам, как и другим народам, предстояла участь второсортных людишек в услужении истинным арийцам,
— говорит он.
По мнению политолога Султанбека Султангалиева, современные посягательства на праздник великой победы являются продолжением идеологической и информационной войны против идей социальной справедливости, олицетворяемых советской эпохой, и соответственно против России.
— Воевать с мертвыми львами СССР и далеким Путиным всегда безопаснее и комфортнее, чем поднимать острые вопросы текущей жизни,
— уверен он.
По его наблюдениям, отдельные личности систематически из года в год инициируют ажиотаж вокруг праздника Победы, чтобы:
— Попытки переформатирования праздника великой Победы над фашизмом предпринимаются теми кто, во-первых, не желает признавать, что в советском периоде истории Казахстана были не только трагические страницы, было и место ратному и трудовому подвигу народа. И во-вторых, теми, кто сочувственно относится к нацистским идеям национал-социализма и был не прочь повторить нечто подобное и на казахстанской земле. Так что
выражение «Гитлер-ата» — это не плод воображения пользователей социальных сетей,
— подмечает политолог.
Султангалиев считает, обратив внимание на политические взгляды тех казахстанцев, кто не устает твердить о том, что «война была чужой и следовательно победа не наша», можно обнаружить в их рядах преимущественно яростных сторонников киевского майдана и противников Евразийского союза.
— Отрицание значения победы над фашизмом — это не просто проявление исторического невежества, а элемент системы политического мировоззрения, в котором
воедино сплелись и ненависть к советскому прошлому, и неприязнь к России, и нередко откровенная русофобия
Подобные настроения, к счастью, не являются официальной позицией властей Казахстана. Я бы сравнил такую антипобедную пропаганду в социальных сетях с мутной грязной пеной, всплывающей на морских волнах. Народ — это могучая волна, преисполненная естественной мудростью, а всякого рода «диванные батыры», злопыхательствующие в том же Фейсбуке — просто статистическая погрешность. И многотысячные акции «Бессмертного полка», прошедшие во многих городах нашей страны, яркая тому иллюстрация, — говорит он.
И в то же время Султанбек Султангалиев не считает себя сторонником своеобразной фетишизации праздника Победы. В частности, несмотря на многочисленные споры, стоит ли заменить георгиевскую ленточку на собственную национальную, политолог уверяет, что цвет праздничных ленточек, их наличие или отсутствие абсолютно ничего не значат.
— Главное — сохранение исторической памяти и уважение к павшим героям, отстоявшим само существование народов бывшего Советского Союза и в глобальном плане — всего мира, — отмечает Султангалиев.
По мнению Марата Толибаева, «война» между сторонниками и противниками полосатых ленточек возникла ввиду смешения понятий.
— Есть часть граждан России, которая под воздействием кремлевской пропаганды в последние годы испытывает комплекс величия.
Они считают себя продолжателями дела русских царей – собирателей русских земель и создателями «русского мира»
Эти люди поддерживают присоединение Крыма и других «исконно русских земель» к России. Именно в угоду им в период сепаратистской войны в Украине в 2014 году российскими пропагандистами был применен отличительный знак – георгиевская лента как символ «величия российской империи». Думаю, это не было случайностью, так как у многих граждан бывшего Советского Союза георгиевская ленточка ассоциировалась с гвардейской лентой, то есть с героизмом в борьбе с фашизмом. Лейтмотив российских пропагандистов в том и заключался, что украинские сепаратисты якобы борются с «украинскими фашистами, притесняющими русскоязычных сограждан», — делится он мнением в социальной сети.
Толибаев уверен, что
именно этот хитрый ход кремлевских идеологов послужил причиной нынешней неразберихи с лентами в России,
а также и во всех бывших союзных республиках.
— Часть людей превозносит именно георгиевскую ленту как символ величия России. Другая же часть почитает гвардейскую ленту — как дань уважения к героям-гвардейцам, отдавшим свои жизни в войне против фашистов. А так как внешне эти ленты похожи, то третьей части, которые ревностно относятся к независимости своего молодого государства, все вышеназванные носители полосатых ленточек кажутся имперцами.
Кремлевские идеологи добились своей цели. Под эгидой полосатых ленточек они раскололи общество нескольких стран на две части
При этом из-за схожести георгиевских и гвардейских лент они умудрились оттяпать на свою сторону большую часть населения, — утверждает Толибаев.
Он сравнивает георгиевскую ленточку с индийской свастикой, символизирующей удачу и благоденствие, носить которую после использования фашистской Германией стало неактуально с эстетической точки зрения.
— Я сам скептически отношусь к повышенному вниманию к знакам. Больше отдаю предпочтение смыслу. Но с учетом всего вышесказанного больше склоняюсь к противникам полосатых лент. Раз уж ее присвоили и осквернили великодержавные шовинисты, всем остальным разумнее отказаться от полосатых лент и применять новые знаки, — уверен Толибаев.
С ним солидарен и Султанбек Султангалиев
— Общественно-исторические процессы неумолимы, и
в будущем было бы правильно, чтобы в каждой стране были свои национальные ленты Победы,
— заключает политолог.