За 5 месяцев казахстанцы сдали в утиль 14,3 тысячи автомобилей. По программе утилизации старых автомобилей чаще всего сдается продукция советского автопрома. Но количество сделок купли-продажи по-прежнему растет: казахстанцы чаще покупают старые авто, нежели сдают их в утиль.
Прием автомобилей на утилизацию в Казахстане стартовал 21 ноября 2016 года. Изначально предполагалось, что за каждую машину государство будет давать скидку в 350 тысяч тенге на приобретение нового авто отечественной сборки. Однако практически сразу был пересмотрен и размер вознаграждения, и его форма: за каждую единицу дают 150 тысяч (полная комплектация) или 48 тысяч (не на ходу) тенге.
Но снижение вознаграждения не отбило у автовладельцев желания воспользоваться программой. По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), за первые 5 месяцев ее действия пунктами сбора принято 14 322 легковых автомобиля.
Чаще всего казахстанцы избавляются от продукции советского автопрома – ВАЗ (самые популярные модели – «пятерки», «шестерки» и «копейки»), ГАЗ («Волги») и «Москвичи» (2140). Среди иномарок самый распространенный утилизационный автомобиль – это Mazda 626.
По данным АКАБ, средний возраст сданных авто составляет 25-30 лет, при этом среди принятых к утилизации есть как транспорт 1948 года, так и авто 2012 г. выпуска.
Больше всего автомобилей на утилизацию сдается в южных и северных регионах республики – 63% от общего количества.
Лидером по приему старых автомобилей является Шымкент: там собрано 1897 автомобилей
Далее идут Талдыкорган (1163 единиц) и Алматы (989).
В том, что именно эти регионы являются наиболее активными участниками программы, нет ничего удивительного. Доля машин в возрасте более 10 лет в Южно-Казахстанской области, по данным Комитета по статистике на конец марта, составила 69%, в Алматинской – 75,4%. Регионом с самым большим количеством старых автомобилей остается Жамбылская область – 80,4%, при том что в утиль за 5 месяцев тут сдано 954 единицы.
С одной стороны, программу сбора автохлама можно назвать успешной: она оказалось востребованной населением, о чем говорит почти 3000 ежемесячно утилизированных авто. Потенциал этой программы огромен: количество сданных машин составляет всего 0,0026% от общего количества зарегистрированных возрастом более 10 лет.
С другой стороны, для успешной реализации главных целей программы (уменьшение среднего возраста автопрома, снижение выбросов, стимуляция производства отечественного автопрома) этого недостаточно. Вот только одна цифра: по данным Комитета по статистике (более свежих данных пока нет), только в феврале в Казахстане зарегистрировано 38 219 автомобилей возрастом старше 10 лет – это чуть ли не втрое больше, чем сдано по программе утилизации за все время ее действия.
При этом рост сделок купли-продажи автомобилей старше 10 лет в феврале увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2016 года на 107,4%, меньше трех лет – уменьшился на 10,6%. Таким образом,
старых автомобилей в Казахстане меньше не становится, и для того чтобы исправить ситуацию, одной лишь программы утилизации недостаточно
Необходимо улучшать уровень благосостояния населения республики, тогда казахстанцы сами пересядут на более новые автомобили.