Банки усиленно набирают «вес» — тем, кто не нарастит капитал до новых нормативов, придется уйти с рынка. Это хорошо для Нацбанка, но не очень — для мелких предпринимателей, уверены экономисты.
Чтобы достичь поставленную Нацбанком РК планку по минимальному собственному капиталу, банки активно его наращивают не без помощи акционеров. Почти две трети банков не дотягивают. Им в конечном итоге останется либо закрываться, либо объединяться.
Собственный капитал банков второго уровня (БВУ) за первые три месяца 2017 года вырос на 3,5%, или на 100,5 млрд тенге, составив 2,95 трлн тенге. Увеличить капитал, по данным ranking.kz, удалось 27 из 33 казахстанских банка. Максимально это получилось у Народного Банка — 39,8 млрд (6,5%), до 656,0 млрд тенге. Доля среди БВУ выросла с 21,7 до 22,3%.
На втором месте расположился Банк RBK: 11,9 млрд (14,5%) и достиг 94,1 млрд тенге. Доля среди БВУ увеличилась с 2,9 до 3,2% с начала года.
Замкнул тройку лидеров Казком — 8,2 млрд (1,7%), до 482,5 млрд тенге. При этом доля среди БВУ сократилась на 0,3 п.п., до 16,4%.
Известно, что в марте Нацбанк изъял депозиты ЕНПФ из пяти банков. Среди них:
Однако вопреки этому многие лишь «поправились». Почему? Что стоит за этим процессом? Мы опросили экономистов.
Экономист Рустем Жансеитов считает, что рост собственного капитала в БВУ скорее всего произошёл по двум причинам.
— Во-первых, те банки, которые были ограничены в привлечении депозитов, были вынуждены дополнить свой капитал до необходимого уровня. Вторая причина — вливания госсредств, направленных на стабилизацию банковского сектора, — отмечает он.
По его мнению, объём собственного капитала у крупных банков не зависит от вкладов ЕНПФ.
— Учитывая, что ЕНПФ начал размещать средства за рубежом, было бы очень интересно, чтобы процесс выбора реципиентов был максимально прозрачен, — говорит Жансеитов.
Экономист Асет Наурызбаев также связывает увеличение собственного капитала БВУ с выделением средств акционерами. Но первостепенной причиной, по его убеждению, стало освобождение провизии.
— Чтобы иметь предсказуемые балансы, учитывая возможные потери по кредитам, банки формируют провизию. Естественно, они ухудшают баланс, так как вычитаются из собственного капитала. В данном случае
задолженности по кредитам были погашены и, вероятно, плановых убытков не произошло
Стало быть, провизии уменьшаются и эти средства идут в общий капитал, — уточняет он.
С ним солидарен и экономист Арман Байганов, который предполагает, что помимо уменьшения провизии банки активизировали работу с проблемной задолженностью.
— В основном сейчас все они делают упор на потребительские займы, а там ведь маржа высокая. Кроме того,
в прошлом году банки часть средств располагали в нотах в Нацбанке. Это позволило им получать прибыль без всяких рисков,
— говорит Байганов.
По мнению Наурызбаева, возвращение кредитов еще не означает, что экономика и качество кредитов улучшились.
— Появились инструменты, по которым можно краткосрочно улучшить качество кредитного портфеля, — отмечает экономист.
Экономист Алмас Чукин считает главной причиной увеличения собственного капитала БВУ нераспределенную прибыль, которую акционеры не забрали.
— В большинстве банков акционеры обычно не забирают прибыль, а оставляют, чтобы увеличить капитал банка. Я, правда, не уверен, что у «Казкома» есть прибыль, но это уже другой вопрос, — говорит Чукин.
Между тем, в 2017 году Нацбанк РК выдвинул требование: размер минимального собственного капитала банка для выполнения банковских операций в полном объеме без ограничений должен быть не ниже 50 млрд тенге. С 2018 года эта планка увеличится до 75 млрд, а с 2019 года — до 100 млрд тенге.
Однако, как отмечает ranking.kz, объем капитала ниже 50 млрд тенге сегодня в 19 казахстанских банках, в связи с чем на них наложены ограничения в привлечении розничных депозитов.
— То, что некоторые банки уже сейчас не могут осилить увеличивающиеся требования Нацбанка, является результатом проводимой им в последние годы политики укрепления и укрупнения.
В итоге, в стране останутся только несколько крупных банков
Остальные или сольются, или закроются, — подчеркивает Рустем Жансеитов.
Такой исход считает неизбежным и Алмас Чукин.
— Всю жизнь это происходит: сколько я себя помню, Нацбанк пытается поднять размер собственного капитала с целью повышения устойчивости банков. Иногда это делают быстрее, иногда медленнее. Сильные банки найдут эти деньги и выполнят нормативы — акционеры вложат в них дополнительный капитал. У тех, кто не сможет, есть только два пути — или сливаться с другими банками, или уходить с рынка, — отмечает Чукин.
Но Алмас Чукин все же считает, что государство должно оставить две лиги банков — и крупные, и мелкие.
— Нельзя всех стричь под одну гребенку, иначе мы оставим на рынке только очень большие банки. А
опыт показывает, что большие банки имеют большие проблемы
Вот в той же Германии или Америке есть и крупные, и земельные (по-нашему — областные) банки. К последним и требования пониже, — отмечает он.
По его убеждению, в Казахстане необходимо развивать подобную практику, открывая локальные банки в мелких городах и селах. К ним, как он отмечает, нужно предъявлять более лояльные требования и в то же время ставить определенные ограничения, чтобы они не лезли в «большие игры».
— В погоне за гигантоманией и думая, что чем больше банки, тем лучше, мы на самом деле делаем хуже экономике
У нас вообще практически не осталось областных банков, а скоро наступит момент, когда будет хватать пальцев одной руки, чтобы пересчитать все банки. Когда полрынка составляет один банк — это нехорошо, — уверяет Чукин.
По его словам, наличие небольших локальных банков в стране позволит уделять больше внимания представителям МСБ.
— Ими сейчас никто не занимается: они приходят за кредитом в Народный банк или АТФ, получают отказ и больше им идти некуда — походы в банки для них на этом заканчиваются.
Большому банку «возиться» с мелкими клиентами не особо хочется, а локальные кредитовали бы таких с радостью
Сегодня процветают микрокредитные организации, а все почему? Потому что к ним требования никто не предъявляет, они живут своей «маленькой» жизнью. А раз люди пользуются их услугами, значит и мелкие банки у нас бы прижились, — заключает Чукин.