Нейтральный Амандык Баталов посвятил работе в регионе более 15 лет и фактически выполнил свою миссию.
Нынешний глава региона, насчитывающего рекордное количество районов, едва ли не единственный представитель политического истеблишмента, чья звезда взошла перед самой пенсией. Амандык Габбасович был назначен акимом Алматинской области в августе 2014 года, когда ему был 61 год. Позднее по указу президента, Баталову и еще ряду государственных политических служащих срок полномочий был продлен. На этом фоне оперативная отправка на пенсию Аслана Мусина в день рождения, а также Натальи Коржовой за 2 дня до достижения пенсионного возраста вызывает некоторые вопросы. Почему на заслуженный отдых спешно отправляют одних, но оставляют трудиться других? Об этом и многом другом в третьем цикле серии статей об акимах Казахстана рассказал политолог Данияр Ашимбаев.
– Судя по биографии Амандыка Баталова, его карьера в основном была связана с Алматы и областью. Но этого вполне хватило, чтобы под занавес возглавить регион.
– Алматинская область – столичная в прошлом и, как и ряд других регионов Казахстана, объединенная. В ее состав вошла бывшая Талды-Курганская область. Причем сделано это было не в первый раз. В 50-х годах прошлого столетия она также упразднялась и вливалась в Алма-Атинскую, из которой в свое время была выделена. В 2001-м областной центр был перенесен из Алматы в Талдыкорган, чтобы немного спасти регион от депрессии.
Что характерно для Алматинской области, ее руководитель в советское время традиционно был фактически первым среди равных. Он был членом ЦК КПСС, депутатом Верховного Совета СССР, входил в Бюро ЦК Компартии Казахстана
То есть по негласной иерархии был фактическим высшим региональным руководителем. Потому что Алма-Ата, как город, тогда входил в область и отдельного республиканского статуса не имел.
– Получается, область была важнее города?
– Да. К тому же у области был столичный статус. И тот факт, что из руководителей республики трое – Динмухамед Кунаев, Исмаил Юсупов и Нурсултан Назарбаев – были уроженцами этого региона, это как бы еще больше подчеркивало значение региона. По крайней мере, первый и третий активно привлекали кадры. Регион – не монородовой, здесь представлены крупнейшие роды старшего жуза – шапырашты, жалайыры, дулаты, албаны. То есть вся «южная знать» во многом базируется в Алматы. Этот факт делает пост акима региона достаточно стратегическим.
– Элитным.
– Да. С момента обретения независимости областью руководил Ахметжан Есимов. В его бытность как раз город получил самостоятельный статус, глава городской администрации уже назначался таким же указом президента, как и глава области. Есимов ушел вице-премьером, его сменил Умирзак Узбеков, Узбекова – Серик Умбетов. В 1997 году в кресло акима сел Заманбек Нуркадилов, возвращенный к власти, но не хотевший ехать с правительством в Астану. В 2001 году, из-за нежелания Нуркадилова переезжать теперь и в Талдыкорган, он поменялся местами с Шалбаем Кулмахановым. Нуркадилов сел в кресло главы Агентства по чрезвычайным ситуациям, а Кулмаханов возглавил Алматинскую область и руководил ей до 2005 года. После Кулмаханова в область снова пришел Умбетов. Его в 2011 году сменил Анзар Мусаханов, который, в отличие от предшественников, тяжеловесом не был и фактически попал под струю кампании по выдвижению на региональные посты местных кадров.
https://365info.kz/2017/05/pomozhet-li-opyt-maliku-murzalinu-spravitsya-s-bolyachkami-akmolinskoj-oblasti/
– Тогда был принят ряд кадровых решений, которые через несколько лет оказались не совсем удачными. Для акима всегда очень важна возможность и умение:
Фронт работ гигантский, и люди, не прошедшие обкатку на весовых позициях, зачастую на нем теряются.
К тому же, в функционал акимов входит масса вопросов, которые не подчиняются ему юридически. Это правоохранительные и фискальные органы, вузы, нацкомпании и так далее, за результаты которых аким отвечает, но которые подчинить себе может только харизмой и опытом
Работа Мусаханова вызывала критику, хотя у него злого умысла «косячить» и не было; просто ему не хватало веса. За пост акима разгорелась определенная борьба, претендовали несколько политических тяжеловесов, за которыми стояли разные группы и аксакалов, и финансово-промышленных олигархов.
– За что шла борьба, если область после вывода из нее Алматы стала провинцией?
– Самое простое – транзитный потенциал. На территории региона находится знаменитый «Хоргос». То есть торговля с Китаем и снабжение товарами идет через Алматинскую область. Продовольственное снабжение Алматы – тоже заслуга региона. На территории области находится большое количество базаров и барахолок, примыкающих к южной столице – автомобильных, вещевых, продовольственных и так далее, а также большое количество недвижимости, принадлежащей алматинцам, столичной, так сказать, знати.
Город, застроив на своей территории все что можно, исчерпал свои возможности и стал расти вширь, занимая объекты области.
А аграрный потенциал? В Алматинской области достаточно развито и сельское хозяйство, и пищевая промышленность, и энергосистемы. Многие алматинские предприятия вынесены за черту города и фактически расположены на территории области. Помимо чисто экономических особенностей региона опять-таки у него сохранился и политический статус.
– Все, что нажито в Алматинской области, вполне позволяет ей быть донором, а не реципиентом республиканского бюджета. Почему все иначе?
– Если смотреть по размеру бюджета, регионов-доноров в стране только три – Алматы, Мангистауская и Атырауская области. Периодически Астана попадает в этот список, но за последние годы из списка доноров вывалились Павлодарская, Карагандинская, Восточно-Казахстанская, Актюбинская и Костанайская области. А это регионы, которые при всем желании депрессивными назвать сложно.
Безусловно, южные регионы были всегда более дотируемыми. Алматинская, Южно-Казахстанская и Жамбылская области – в силу того, что здесь высокая плотность населения, а это предполагает большие объемы строительства и социальных расходов. Но здесь есть определенное лукавство. Если смотреть на ситуацию распределения денег не в целом, а потому, как собираются налоги, каково промышленное производство и активность малого и среднего бизнеса, то картина станет совсем другой.
Просто в ходе очередной налоговой реформы больше налогов стало уходить в центр. Если раньше регионы сами перераспределяли часть средств, то теперь всем стал заниматься центр, что является вечной головной болью акимов на местах.
И которым теперь постоянно приходится «бегать» в Астану и выпрашивать деньги у людей, которые не понимают элементарных вопросов регионального житья. Они мыслят категориями глобальными и коммунальной жизни регионов просто не нюхали
Однако принцип республиканской экономики с разным уровнем дохода в регионах предполагает, что средства должен распределять центр. Понятно, что нефть находится на западе, пшеница – на севере, цветная и черная металлургия – в центре и на востоке, плодоовощная промышленность – в южных регионах. Но прибыль каждая отрасль приносит разную, и задача центра ее правильно распределять. Хотя понятно, что большая ее часть уходит за границу – в оффшоры либо в головные компании, расположенные за пределами Казахстана.
Так что есть регионы, за которые не сильно борются. А есть такие, где пост акима является стратегическим. Кроме того, понятно, что президент, назначая руководство Алматы и областью, всегда отдавал предпочтение людям, которых он знал лично и которые прошли проверку для дальнейшего роста.
https://365info.kz/2017/05/kapriznym-almatintsam-akim-libo-nravitsya-libo-net-ashimbaev/
– Карьера Умирзака Узбекова не сильно задалась. Как известно, он в свое время после долгих перипетий оказался во главе Агентства по управлению земельными ресурсами, после чего был арестован и осужден. Хотя вопрос именно его вины до сих пор является дискуссионным.
Иными словами, руководители Алматинской области знали и взлеты, и падения. С точки зрения карьеры, максимальных успехов добился Ахметжан Есимов – первый вице-премьер, госсекретарь, руководитель администрации президента.
Для других акимов испытания Алматы и Талдыкорганом стали непосильной ношей
Когда в августе 2014 года встал вопрос о смене акима Алматинской области, в регионе побывал президент. Насколько известно, он несколько дней ее объезжал. То есть присматривался, стоит ли менять действующего акима и кем его заменить. Значит вопрос этот был решен на месте, по результатам трехдневной поездки. Тогда-то и выяснилось, что Анзар Мусаханов, участвуя в совещаниях, не всегда владел предметом обсуждений. На большинство вопросов президента отвечал его первый заместитель Амандык Баталов, а он к тому времени был фигурой уходящей.
Страна готовилась к выборам в сенат, а Амандык Габбасович был выдвинут на пост сенатора от Алматинской области. Уже через месяц после визита президента он должен был пойти на выборы. А поскольку в 2014 году он почти достиг пенсионного возраста, ожидалось, что его карьера закончится как раз сенаторством.
Но недовольство президента состоянием дел в Алматинской области, а также сильнейшая борьба за пост акима сделали свое дело. Глава государства фактически на месте принял решение, что акимом области будет Амандык Баталов.
– И это стало пиком его карьеры.
– Он не рвался на этот пост. В областном акимате он был всегда рабочей лошадкой, политических амбиций не имел. В Астане к Баталову отношение было хорошим – и человек более-менее известный, и опыт работы в органах центральной власти есть, и в Алматы успел поработать. Президент, назначая Амандыка Габбасовича, оценил его по деловым качествам.
– Скоро будет три года, как Баталов руководит регионом. Оправдались ли надежды президента?
– Безусловно, отзывы о работе акимата хорошие. Баталов – человек достаточно опытный, в этом году ему исполняется 65 лет. Он работал в строительстве, был главным инженером, прошел карьерный путь в профсоюзных органах, горкоме партии, проработал в аппарате президента. Ненадолго уходил в бизнес, а затем почти сразу был востребован в качестве заместителя главы Калининского района.
https://365info.kz/2017/05/isekeshev-rukovodit-astanoj-ne-kak-politik-a-kak-menedzher-hozyajstvennik-ashimbaev/
– Вообще, политическая карьера Амандыка Габбасовича началась с приходом в Алматы Шалбая Кулмаханова, который его сделал сначала главой Ленинской районной администрации, затем акимом Жетысуского района, где он проработал 7 лет. После того как Кулмаханов стал акимом Алматинской области, он пригласил Баталова на пост своего заместителя, через 7 лет тот стал первым замом. То есть фактически все цепочки управления он прошел.
– В последнее время президент оперативно отправляет на пенсию чиновников центральных органов власти. Аслан Мусин и Наталья Коржова – тому пример. Баталов уже 2 года пересидел, почему он до сих пор в обойме? Альтернативы нет?
– Действительно, в момент назначения на пост акима Баталов фактически уже считался пенсионером. Но замечу, что президент периодически продлевает сроки работы разным госслужащим, это его конституционная прерогатива. В декабре 2015 года Нурсултан Назарбаев, как известно, продлил полномочия Бактыкоже Измухамбетову (до 1 сентября 2016 года), Владимиру Школьнику, Владимиру Божко, Дабыру Инкербаеву, Алме Сагынгали (до 31 декабря 2016 года), Сергею Кулагину, Омиртаю Битимову, Нурлану Даненову, Махмуду Касымбекову, Зауреш Баймолдиной (до 31 декабря 2018 года) и Амандыку Баталову (до 22 ноября 2020 года).
Понятно, что отправка на пенсию в отношении ряда чиновников используется просто как повод, чтобы убрать их со сцены. Не за их амбиции, а совсем по другим причинам
Ведь есть люди, которые и в 70–75 в прекрасной интеллектуальной и физической форме. А есть те, кто уже в 60 чувствуют себя на все 90 и работать не могут.
Кроме того, необходимо омоложение кадров, чем глава государства занимается систематически с момента прихода к власти. Если вспомнить, Нурсултан Абишевич в свое время и сам был выдвинут в премьеры в 43 года. Поэтому он знает, что если бы не было тенденции по продвижению молодежи и в советское время, он и сам мог бы проработать на многих постах в ожидании пенсии.
Я как-то делал подсчет и обратил внимание, что у нас в последние лет 15 средний возраст госаппарата не меняется и составляет примерно 50 лет. Мы привыкли говорить о старой колоде, об одной и той же обойме, но в то же время посмотрите на правительство и акимов. Многих из них еще лет 10–15 назад никто не знал. Тот же Карим Масимов, Асет Исекешев, Сауат Мынбаев – люди, которые появились кто-то в 90-е, кто-то в 2000-е. Осталось немного тяжеловесов, чьи имена на слуху, отсюда и выводы, что команда не меняется.
Интересный момент: после того, как серия молодых выдвиженцев из регионов себя не очень показала, президент снова призвал на службу тяжеловесов
Тогда Измухамбетов стал акимом Атырауской области, Кулагин был возвращен из сената в Акмолинскую область. Тот же Баталов, много лет работавший замом и знающий экономику области как свои пять пальцев, был выдвинут на пост акима. Хотя и произошло это в возрасте политической зрелости.
https://365info.kz/2017/04/mahmud-kasymbekov-ujdet-s-dolzhnosti-vmeste-s-pervym-prezidentom-ashimbaev/
– В советские годы один из видных руководителей области рассказывал, что после исполнения ему 60 лет кадровики сообщили, что положено подать заявление на пенсию. Типа это такой формальный атрибут госслужбы, какой бы итог не последовал. Он такое заявление написал. Через месяц его вызывают к Кунаеву. Развивается примерно такой диалог:
– Болеешь?
– Да нет, хорошо себя чувствую, проблем нет. Недавно проходил обследование, все прекрасно.
– Устал?
– Нет, наоборот, у меня много планов и энергии.
– С местными не поладил?
– Да нет, полная идиллия, я и сам уроженец этих мест, мы хорошо работаем.
Кунаев, который был старше этого чиновника на несколько лет, достает ранее поданное заявление и говорит:
– А что это тогда такое?
– Ну вот, все-таки положено написать.
– А зачем? – спросил Димаш Ахмедович ехидненько. Собеседник растерялся:
– Ээээ. Молодежи уступать место.
– Что, и мне теперь тоже дорогу молодежи освобождать? Иди, работай! – заявил Кунаев и отправил чиновника работать дальше.
То есть возраст является поводом, но не причиной. Понятно, что если нужно поставить того или руководителя, то на возраст внимание обращают мало. В первую очередь смотрят на деловые качества, умение и способность работать. Ну и на состояние здоровья, конечно
С приходом Амандыка Баталова на пост акима области много сделано по застройке Талдыкоргана. Работа с инвесторами идет, с малым и средним бизнесом тоже. Баталов, как человек профессиональный и не принадлежащий при этом к родовой знати южного региона, не вызывает ни у кого аллергии. Он компромиссный. Однажды его сильно подставили журналисты.
Кое-кто из пишущей братии, желая отметиться перед акимом, дал статью о том, что под руководством Амандыка Габбасовича проводится огромный объем работы, город засиял совершенно новыми красками, благодаря чему Талдыкорган стали сравнивать с левобережьем Астаны и, мол, не в пользу последней. Материал вышел. Когда в акимате узнали об этой статье, у многих было почти инфарктное состояние. Газету искали и изымали с продажи. Ситуацию удалось быстренько разрулить.
https://365info.kz/2017/04/tazhin-vernulsya-chtoby-perezagruzit-ideologicheskij-blok-akordy-ashimbaev/
– Состав заместителей у Баталова интересный. Есть местные люди, есть представители других регионов, но по образованию и специальностям они подобраны так, что закрывают все сферы жизнедеятельности региона. Это уже «баталовские» кадры или его бывшие коллеги, когда он был замом?
– Человек долго проработал в области и хорошо знает команду. Нужно учитывать, что за выдвижением отдельных работников стоят авторитеты и бизнес, но есть и пожелания Астаны.
Лаззат Турлашов был акимом Карасайского района. Это сакральное место, которое в свое время было родиной президента. Многие кадры, которые считаются либо родственниками президента, либо его земляками, имеют небольшой приоритет над всеми остальными по своим деловым качествам. Турлашов в свое время из областной администрации был выдвинут в сенат, затем вернулся на пост первого замакима области. Считается одним из возможных преемников акима.
Жаксылык Омар был выдвиженцем Мухтара Кул-Мухаммеда, работал в его подчинении. То есть с его подачи пошел вверх, курировал идеологические вопросы в ВКО и был выдвинут в Талдыкорган.
Серикжан Бескемпиров был секретарем маслихата, акимом ряда районов. Это опытный проверенный представитель местной управленческой элиты.
Серик Турдалиев долго работал в команде Александра Павлова в аппарате правительства, «Казхмысе» и «Народном банке». Турдалиев – финансист, который занимается развитием экономики региона и прошедший очень хорошую школу ныне почти забытого, а в ранние годы одного из лучших вице-премьеров.
Айдарбек Байжанов – выходец из Жамбылской области. Работал в акимате, квазигосударственном секторе. Он – выдвиженец одного из предыдущих акимов Серика Умбетова.
Отмечу, что учитывая статус Алматинской области, кто бы за кого ни просил при выдвижении, назначение происходит по согласованию с администрацией президента
– Совсем «свеженький» заместитель Баталова – Батыржан Байжуманов – был назначен в апреле 2017 года. Аграрий по образованию, тоже опытный чиновник. Такое впечатление, что его поставили поднимать сельское хозяйство, по развитию которого президент регулярно высказывает претензии.
– Да, проблемы в Алматинской области были и с сельским хозяйством, и с экологией. Был конфликт и с затоплением плотин во время паводков. Нельзя не упомянуть и определенные конфликты, которые могли перерасти в межнациональные.
https://365info.kz/2017/04/nekonfliktnyj-dzhaksybekov-ustraivaet-prezidenta-ashimbaev/
– Регион тяжелый и сложный. Казалось бы, что такое Талдыкорган – овощи да фрукты. Но команда находится в процессе постоянного обновления, хотя многие люди и сидят годами, передвигаясь по области из кресла в кресло.
– Например, бывший аким Капшагая Сергей Зеленский просидел на посту более 10 лет, Николай Логутов руководил Илийским районом примерно столько же.
– Да, есть большое количество ветеранов, которые постоянно были на виду. Карьера даже самого Баталова довольно статичная – 7 лет аким района в Алматы и почти 15 лет – заместитель акима области.
Но и приход свежих людей мы видим постоянно, начальники управлений часто ротируются. Это связано с тем, что каким бы хорошим ни был специалист, он врастает в свою сферу или регион, обрастает связями, не всегда уместными с точки зрения соблюдения законодательства. Теряет гибкость в принятии решений. Слишком зазнакомившись, а иногда и породнившись с подведомственным населением, аким зачастую связывает себе руки какими-то неформальными обязательствами, которые вредят делу.
– Или с криминалитетом.
– У нас в чистом виде криминалитета как такового нет уже давно, его функции давно взяли на себя те или иные госорганы.
Понятно, какие бы деньги те или иные структуры ни платили наверх для сохранения своих позиций, они все равно должны попадать под чистку. Взять ту же историю с алматинскими барахолками, которые почти бульдозерами сдвигались за красную линию и сопровождались протестами и обвинениями. То, что мы видим в Алматы, в области процветает еще больше, хотя и без того лоска, который свойственен городу.
Амандык Баталов в силу возраста считается человеком, который выполнил свои задачи. И конечно начинается новый виток борьбы желающих занять его место. Этот вопрос, возможно, будет рассмотрен к осени
Как показали четыре последние ротации акимов, президент подождал, когда поднакопятся вопросы, присматривался к людям, хотя некоторые назначения ожидались еще за полгода до этого. Сейчас, кстати, такие же есть претензии к ряду других акиматов, где кому-то пора уходить, а кому-то расти.
Баталов, назначенный акимом в предпенсионном возрасте, оказался фигурой технической и был выдвинут как нейтральный вариант среди множества других. Поэтому считается, что он находится одним из первых в списке на заслуженный отдых.
Продолжение следует.