В ходе прошедшего референдума в Турции победили сторонники смены формы правления с парламентской на президентскую.
Правда, перевес составил всего около 2% голосов. Против реформы высказались большинство голосовавших на юго-востоке страны (с большой долей курдского населения), в курортных приморских регионах, Стамбуле и Анкаре. Но как бы то ни было, теперь действующий турецкий лидер Эрдоган обретает новые полномочия и может надеяться на продление своей президентской карьеры.
Какую внутреннюю и внешнюю политику поведет укрепивший свои позиции Эрдоган, попытались предугадать политологи Евгений Бахревский и Искандер Акылбаев в интервью sayasat.org.
— Это победа или поражение Эрдогана?
Бахревский: Поставленная задача выполнена, поэтому можно считать, что это победа Эрдогана. Да, он потерпел поражение в столицах. Пусть с очень маленьким перевесом, но это символично.
Страна разделена пополам
Посмотрим, будет ли эффективным управление страной по новым правилам.
Акылбаев: Это важная победа для Эрдогана, однако неприятный привкус все-таки остается.
Небольшой разрыв между голосами (51% — «за» и 49% — «против») все больше обостряет внутренние противоречия
Референдум о смене формы правления прошел в Турции
Исход референдума демонстрирует тот факт, что попытки Эрдогана объединить общество вокруг темы переворота, образа новой и сильной Турции и противостояния внутренним и внешним угрозам не были столь эффективными политическими аргументами. В этом контексте следующие 2-3 года будут критичными для обкатки новой Конституции.
— Как дальше будет развиваться ситуация, на ваш взгляд?
Бахревский: Полагаю, ситуация вокруг Турции несколько успокоится, так как
Эрдогану теперь не нужны яркие шаги на международной арене
Целый ряд скандальных ситуаций последних месяцев был явно связан с подготовкой общественного мнения к референдуму. Цель достигнута, теперь, по идее, можно спокойно работать. Думаю, некоторое изменение позиции Турции по целому ряду вопросов последует уже в ближайшее время. И это будут очень прагматичные изменения.
Акылбаев: Вероятно, что
образ нового врага будет и дальше формироваться вокруг прокурдской партии
Не исключены её дальнейшая дискредитация и закрытие. Есть вероятность того, что Эрдоган будет заново пересматривать видение ПСР, параллельно обновляя партийный состав и выдвигая на ключевые позиции новые политические фигуры. Другой вопрос — как будет действовать Эрдоган во внешней политике, «де-юре» имея при себе значительный пакет новых полномочий.