США активно продвигают антикоррупционные программы по всему миру. Но похоже, что это тот самый случай с соринкой в чужом глазу и бревном в своем…
Гудзоновский институт в Вашингтоне готовит большой доклад, раскрывающий масштабы оффшорного бизнеса в США. Авторы пытаются найти ответ на вопрос, почему
активы сомнительного происхождения со всего мира столь «легко и помпезно» оседают в Штатах
Сокращенную версию доклада американских исследователей опубликовал портал eurasianet.org.
В городе Шайенн штата Вайоминг между греко-православной церковью и видавшей виды парикмахерской стоит неприметный маленький кирпичный домик. Согласно судебным документам, это совершенно безобидное на вид строение находилось в эпицентре крупной коррупционной схемы. В новостном сообщении об этой схеме данный домик назвали «Каймановым островком Великих равнин».
Согласно документам,
по этому адресу была зарегистрирована компания-«оболочка», на балансе которой находилась различная недвижимость в Украине общей стоимостью $72 млн
На самом деле это недвижимое имущество было частью состояния Павла Лазаренко, занимавшего в 1996-1997 годах пост премьер-министра Украины и однажды внесенного международной антикоррупционной организацией «Трансперенси Интернэшнл» в десятку «главных коррупционеров планеты». По данным организации, за свой короткий срок во главе украинского правительства Лазаренко удалось украсть $200 миллионов.
Этот домик в Шайенн подчеркивает часто игнорирующуюся связь между постсоветскими коррупционерами и американскими организациями – связь, укрепляемую благодаря действиям американских чиновников в Вашингтоне и на уровне отдельных штатов. Уродливая правда заключается в том, что многие американские федеральные ведомства, а также структуры на уровне штатов весьма облегчили иностранцам (и американским гражданам) возможность учреждать в США компании-«оболочки» или прочие фирмы, при помощи которых можно прятать полученные незаконным путем активы.
Это ставит Соединенные Штаты в неловкое положение: некоторые американские федеральные ведомства стоят во главе международных инициатив по выявлению и изъятию темных денег, а между тем другие структуры на федеральном уровне и на уровне штатов облегчили ввоз темных денег в США.
За последние десять лет Вашингтон добился определенных заметных успехов в продвижении международных инициатив по борьбе с коррупцией, в том числе в Центральной Азии. Одним из последних примеров является дело Гульнары Каримовой, дочери бывшего узбекского диктатора. Но одновременно действия американских чиновников внутри страны позволяют тем же коррупционерам с легкостью прятать деньги в США.
Поступающие в Соединенные Штаты темные деньги идут со всего мира,
Коррупция в США — на уровне истэблишмента — поуехавший
но многие нашумевшие дела, связанные с этими грязными потоками, связаны с Евразией. Помимо Лазаренко и Каримовой в этот список можно включить и дело торговца оружием Виктора Бута.
Постсоветский регион также часто фигурировал в докладе Министерства юстиции США за 2015 год об оценке рисков, связанных с отмыванием денег. В докладе говорится, что в Соединенных Штатах «ежегодно генерируется около $300 млрд незаконных доходов», а также упоминается конкретная евразийская мафиозная группировка, вызывающая «особую озабоченность».
При помощи американской «оффшорной» отрасли евразийская оргпреступность «систематическим образом осуществляет сложные схемы … с использованием банковских учреждений США и американских компаний-«оболочек», отмечается в докладе. В документе также говорится, что зарегистрированные в США подозрительные компании-«оболочки» «перекачивают миллиарды долларов» с иностранных счетов по всему миру, особенно со счетов в таких странах как Россия и Латвия.
Американская оффшорная индустрия поднялась благодаря двум факторам: недостаткам федерального законодательства и действиям чиновников на уровне отдельных штатов.
Во-первых, федеральные чиновники особо не торопятся провести ключевую реформу, в рамках которой должен быть учрежден общий реестр имен всех владельцев компаний-«оболочек» в США. Подобный реестр позволил бы быстро и эффективно бороться с деятельностью таких компаний, часто носящей открыто незаконный характер. В докладе Всемирного банка отмечается, что хотя в США ежегодно учреждается в 10 раз больше компаний, чем в более 40 оффшорных зон по всему миру вместе взятых,
в США невозможно отличить нормальную действующую компанию от фиктивной компании-«оболочки»
Во-вторых, чиновники на уровне штатов часто закрывают глаза на эту проблему.
Получаемые штатами при нынешней системе доходы по всей видимости перевешивают по важности все прочие соображения
Чиновники не только в Вайоминге, но также в штатах Делавэр, Невада и Южная Дакота оказывают сопротивление инициативам по обеспечению большей финансовой прозрачности. Обычная называемая при этом причина упоминалась в опубликованном недавно заявлении госсекретаря штата Вайоминг.
«В результате публикации так называемого «Панамского архива» снова начали звучать призывы обеспечить прозрачность и раскрыть владельцев фирм, зарегистрированных не только в Вайоминге, но в целом по США. Подобный шаг увеличит бюрократические препоны, а также осложнит процедуру регистрации фирм и осуществление инновационной деятельности в Вайоминге … Мы признаем важность публикации «Панамского архива», но не станем нарушать право наших клиентов на конфиденциальность».
https://365info.kz/2016/06/amerikanskij-sud-prodlil-arest-na-scheta-hrapunova-i-ablyazova/
В то время как
европейские чиновники усилили надзор в определенных оффшорных зонах, их американские коллеги оказывают сопротивление любым реформам
Благодаря своим независимым судам и развитому законодательству, гарантирующему конфиденциальность,
США встали в один ряд со Швейцарией и Британскими Виргинскими островами в качестве одной из ведущих оффшорных зон
Как написал в своей книге «Пособие для диктаторов по управлению личными финансами» кембриджский профессор Джейсон Шармен, «есть существенные основания полагать, что
в США … ситуация с регулированием компаний-«оболочек» обстоит хуже, чем где-либо в мире»