«Перуашки» в Казахстане существуют давно, просто мы предпочитаем их не замечать. Они неприятны, режут глаз и бьют в нос. Возможно, вся страна сейчас смеется над «перуашками» именно потому, что пытается не замечать эти нелицеприятные факты: десятки тысяч человек живут в трущобах вокруг крупных городов.
Я жил в общежитии с 16 до 24 лет и ничего со мной не случилось — Перуашев
Азат Перуашев предложил строить для этих людей хоть какое-то жилье — и попал под огонь критики. Как ни странно, мало кто захотел слушать объяснения — факты о том, что тысячи казахстанцев живут в кварталах, которые превращаются в наш вариант печально известных бразильских фавел. Журналисты информационных порталов «Abai.kz» и «Алауинформ» отправились туда, в эти кварталы «перуашек» вокруг крупных и мелких рынков южной столицы, и познакомились с бытом их «хозяев» — обычных торговцев, которые каждый день продают алматинцам овощи и фрукты.
«Вследствие внутренней миграции в Казахстане появился поток неофициальных беженцев. Беженцев от безработицы. Мы на конкретных примерах и фактах старались показать нынешнее положение молодежи в Алматы. А сколько молодежи слоняется без жилья в Астане, Шымкенте и других больших и малых городах страны? Никто не знает, сколько времени они живут в съемных квартирах. Никто не в курсе, сколько торговцев и продавцов частных рынков живут на съемных квартирах. А хозяева этих жилплощадей, которые называть квартирой язык не поворачивается,
умудряются забирать за жилье почти половину их дохода, при этом никто из этих арендодателей не платит ни копейки налогов из своих доходов
— пишет Нургельды Абдигани.
(Автор видео — Мольдир Байбори)
В ходе оформления временной регистрации официально было взято на учет 690 тысяч внутренних мигрантов. Ни для кого не секрет, что таких переселенцев гораздо больше.
Если опираться на сведения управления молодежной политики акимата Алматы, в южной столице проживает 483 тысячи молодых людей в возрасте от 14 до 29 лет. Ежегодно высшие учебные заведения Алматы выпускают порядка 30 тысяч молодых специалистов. И только около 7 тысяч их этих ребят -коренные жители южной столицы, остальные уроженцы других регионов страны.
Официальная статистика гласит, что 75% из этих 30 тысяч выпускников остаются в Алматы. В этот список не вошли молодые люди пригородов Алматы — Каскелена, Талгара, Илийского района). Трудно сосчитать точное количество молодежи, ежедневно приезжающей в город на работу.
Сегодня из 81 тысячи студентов Алматы только 35 тысячи обеспечены государственными общежитиями, остальные 46 тысяч вынуждены снимать квартиры
В тесноте, да не в обиде — на этом дворе ютятся 15 семей. Квартплата — 20-25 тысяч тенге. Свободных комнат нет.
От мусорного смрада дышать невозможно. Мусор вывозится один раз в неделю за дополнительную плату.
Предметы быта не вмещаются в крохотную комнатушку.
Это окрестности «Оптовки» — базар расположен в центре города. В этом дворе обитают 11 семей. Квартплата — 25-30 тысяч тенге. Позировать никто не хочет — все жильцы попрятались.
В эти комнаты почти не попадает солнечный свет.
Где кухня, где спальня — никто не разберет.
На этом дворе живут 12 семей, пустует только одна комната. Квартплата за такое жилье — от 20 до 40 тысяч тенге в месяц.
Та самая свободная крохотная комнатушка размером 3 на 3 метра.
Два туалета — для мужчин и женщин. Чтобы справить нужду, необходимо преодолеть полосу препятствий.
Можно принять и «душ».
И куры, и квартиранты — источники дохода. Поэтому у них равные права на этот двор.
Нехитрые арифметические подсчеты говорят, что в этих комнатах люди живут в ужасающих условиях:
на семью из 4 человек — отец, мать, сын и дочь — по 2,25 квадратных метра.
Примечательно, что согласно действующему законодательству страны,
каждому заключенному положено 3 квадратных метра жилой площади…»