С иностранных туристов за услуги такси, проезд в общественном транспорте и даже за фото с беркутом пытаются сдирать десятикратные суммы. И это портит имидж страны.
Иностранным туристам, приехавшим в Казахстан, все чаще приходится сталкиваться с необоснованным завышением цен со стороны таксистов и кондукторов. А сотрудники правоохранительных органов нередко пользуются их незнанием законов и требуют взятки.
Об этом заявляет Шакир Исламбакиев, владелец Almaty hostel Dom, которому в работе часто приходится пересекаться с туристами из разных стран мира. По его словам, когда иностранный путешественник прилетает в Алматы, все его проблемы начинаются с аэропорта или вокзала, где его сразу обступают таксисты. Видя, что человек приехал из другой страны и не особенно хорошо владеет русским языком, они тут же «смекают» и озвучивают за свои услуги сумму, в несколько раз превышающую обычный тариф.
— Разумеется, такие ситуации имеют место быть в любой стране мира. Но у нас происходят случаи совершенно из ряда вон выходящие.
Случалось так, что я буквально «отбивал» наших гостей от таксистов, которые лезли на меня с кулаками,
пока я не начинал вызывать полицию. Иногда таксисты запирали туристов в машине и не отдавали багаж, вымогая деньги, — рассказывает он.
По словам Исламбакиева, нередко случается так, что договорившись в аэропорту с таксистом об одной цене, к примеру, 1500 тенге за поездку, по приезду иностранцу обозначают другую, более высокую сумму. Таксист при этом пытается убедить гостя, что 1500 тенге — это цена за километр и в Казахстане именно так оплачиваются услуги такси.
— Таким образом таксисты наживаются на незнании туристов.
Те люди, которые не могут и не хотят идти на конфликт и оказываются морально слабее, обычно требуемую сумму выплачивают,
— подмечает он.
Учитель из США рассказала об алматинских «бомбилах»: «Не улыбайтесь им!»
Владелец хостела утверждает, что были прецеденты, когда таким образом «разводили» даже туристов из России, стоимость поездки для которых от аэропорта до города составляла в итоге 15-20 тыс. тенге.
— Буквально недавно туристка из Австрии доехала за 5000 тенге с вокзала Алматы-2 до Зеленого базара.
Таксист просто закрыл ее в машине и сказал: «Плати». В итоге она просто испугалась за свою жизнь и заплатила эти деньги
«от греха подальше», хотя и понимала, что ее обманывают. Однако есть иностранцы, которые осознавая недобросовестность «бомбил», пытаются отстоять свою точку зрения и просят помочь разрешить ситуацию меня или администратора хостела. К моему глубочайшему сожалению, такие случаи не единичны. За два года работы в этой сфере порядка тысячи гостей прошло через меня и, наверное, каждый второй рассказывал нечто подобное. Это очень сильно портит впечатление гостей о Казахстане, особенно тех, которые к нам приехали впервые, — говорит Исламбакиев.
Завышение цен касается не только услуг такси. Не так давно туристу из Израиля в соколином питомнике Алматы предложили сделать фото с соколом за 16 тыс. тенге.
— А ведь человек просто хотел с ним сфотографироваться, а не купить,
— замечает Шакир Исламбакиев.
С ценовыми спекуляциями израильтянин столкнулся и в автобусе, где кондуктор с 500 тенге дал ему сдачу всего 20, хотя официальный проезд в общественном транспорте южной столицы составляет 80 тенге и отдельной таксы для иностранцев не предусмотрено.
— У некоторых наших соотечественников сложилось мнение, что если человек из другой страны и изъясняется на другом языке, у него обязательно много денег,
хотя это зачастую далеко не так. Обычно мы высылаем приезжающим иностранцам инструкцию, в которой указана примерная стоимость такси, с предупреждением быть внимательными, — отмечает он.
Ко всему прочему, по наблюдениям Шакира Исламбакиева, к приезжим иностранцам в Казахстане значительно усиливается внимание полиции.
— Их пытаются штрафовать, не упускают случая проверить документы и регистрацию — в общем, делают все, чтобы содрать побольше денег. Я сам лично сталкивался с ситуациями, когда мои постояльцы звонили, жалуясь, что их остановила полиция и не хочет отпускать, а они при этом не могут понять, почему. Полицейские, не зная английского, дают человеку понять, что отвезут в РУВД, намекая, чтобы он им дал денег. Все это абсолютно на ровном месте. Я приезжал в таких случаях, и когда полицейские видели, что за иностранца заступается человек, понимающий местные права и законы, его в итоге отпускали, объясняя все усилением антитеррористических мер, — рассказывает Исламбакиев.
А однажды, рассказывает Шакир, был такой случай: интурист фотографировал скульптуры зеленых велосипедистов на разделительной полосе проспекта аль-Фараби. При этом он не выходил на проезжую часть и не нарушал никаких правил.
К нему подошли полицейские, заявив, что скульптуру фотографировать нельзя, и потребовали отдать фотоаппарат, чтобы удалить снимки
а затем попросили предъявить документы.
— Этот молодой человек сделал, наверное, самое разумное, что мог сделать в данной ситуации — просто убежал. И они, к счастью, не стали за ним гнаться, — вспоминает Исламбакиев.
Владелец хостела отмечает, что неприятными инцидентами в 90% случаев оборачивается для иностранных туристов посещение Большого Алматинского озера. Сотрудники пограничной службы заявляют им, что те нарушили погранзону и требуют заплатить штраф.
— Случаи на БАО стали настолько частыми, что я сейчас просто даже не рекомендую туристам ездить туда.
Либо объясняю, как себя нужно вести и предупреждаю: если их захотят оштрафовать, надо требовать, чтобы делалось это официально — пусть составляют протокол. Турист не всегда понимает, нарушил он закон или нет. Не везде на БАО есть таблички с предупреждением, что к озеру подходить нельзя. И пограничники этим пользуются. Печально, когда из-за таких ситуаций твою страну ставят на первые места в рейтинге стран, где чаще всего туристов могут обмануть. Я считаю, что возникновение таких прецедентов можно снизить, — уверен он.
По словам Шакира Исламбакиева, в период проведения Универсиады государство более тщательно контролировало вопросы туристической безопасности и ситуации с необоснованным завышением цен для приезжих туристов возникали реже.
— Мне кажется, можно эти моменты отрегулировать — повысить информированность в аэропорту — те же таблички поставить, раздавать памятки, чтобы туристы знали, что, где и сколько стоит, не сталкиваясь с откровенной обдираловкой, — выражает он свое мнение.
Рашида Шайкенова, директор Казахстанской туристской ассоциации заявляет, что государство предпринимает все шаги по улучшению условий для туристов. В частности, по ее словам, проблем с такси на сегодня как таковых нет, так как таксистов-частников на территорию аэропорта не допускают. Там сейчас задействованы машины официальных таксопарков, уехать за приемлемую цену прилетевший турист может без проблем. В то же время она не отрицает и случаев, когда частные «бомбилы» обманывали туристов.
В аэропорту Алматы полиция массово штрафует автолюбителей
— Возникали ситуации, когда представитель отеля ждал конкретного человека с именной табличкой в аэропорту, а частники переписывали фамилию, выбегали вперед и вылавливали прилетевшего. Таких случаев очень много. И не только в Алматы —
в любом городе мира могут встретиться люди, готовые обмануть
И я попадала в такие ситуации — от этого никто не застрахован.
О новой концепции развития туризма в Астане рассказали в горакимате
И все же Шайкенова считает, что некоторые туристы, с которыми ей приходилось сталкиваться, несмотря ни на что остались довольны посещением Казахстана. В частности, по ее словам, турист из Австралии, путешествующий по маршруту «Великого Чингисхана» отметил, что из всех стран, в которых он побывал, самой гостеприимной оказался Казахстан.
— Идеология и философия туризма, которая подразумевает стопроцентную доброжелательность местного населения, должна овладеть Казахстаном.
Мы не страна массового туризма, мы страна, обладающая определенными нишевыми турпродуктами
Поэтому не приходится рассчитывать, что к нам массово будут приезжать путешественники и туристы со всего мира, — утверждает Рашида Шайкенова.
При этом, по ее словам, определенная категория все же хочет приезжать в Казахстан. И чтобы удержать приежающих, необходимо поднимать уровень гостеприимства.
Казахстан может стать новой точкой на карте международного туризма
— Есть определенные правила гостеприимства — это улыбка, которая дает гостю первый посыл. И неважно, пограничник ты, таксист или полицейский.
Мы сами своих полицейских порой боимся — возникает ощущение опасности, когда с ними общаешься.
У них всегда суровые лица и всегда такое ощущение, что они хозяева положения. Для увеличения привлекательности нашей страны в наших силах усилить информированность туристов. Это должен быть комплекс мер, который в первую очередь должен базироваться на идеологии гостеприимства в наших головах, — заключает Шайкенова.