Кыргызские эксперты бьют тревогу: в стране растет число исламистских радикалов. Наши наблюдатели уверены, что беспорядки в Кыргызстане автоматически ударят по Казахстану. Но при этом надеются, что правительству соседней страны удастся справиться с экстремистской угрозой.
В понедельник около половины третьего дня в Санкт-Петербурге произошел теракт — в метро взорвалась бомба. Еще один взрыв удалось предотвратить — закладку вовремя нашли. Следственный комитет России официально объявил, что в совершении теракта подозревается 22-летний уроженец Кыргызстана Акбаржон Джалилов. По сообщениям российских СМИ, до 2011 года он проживал в пригороде Оша. После семья перебралась в Россию, совершеннолетия он достиг уже в России, где и получил гражданство.
Уроженцы или даже граждане Кыргызстана довольно часто упоминаются в новостях как члены различных террористических группировок
Например, согласно официальным данным Министерства внутренних дел КР, с 2012 по 2016 годы в Сирию отправились 600 кыргызстанцев, почти четверть из которых — женщины.
В июле 2015 года в ходе спецоперации в Бишкеке ликвидирована местная ячейка сторонников ИГ. Четверо преступников уничтожены, семеро арестованы. По сообщениям местных СМИ, они готовились к серии терактов, включая взрывы в Бишкеке и на авиабазе «Кант».
Взрыв в Бишкеке совершил террорист-смертник
В ноябре 2015 года несколько молодых радикалов совершили покушение на жизнь известного теолога и эксперта Кадыра Маликова, выступавшего с разоблачением экстремистов. Двоих нападавших задержали недалеко от границы Турции с Сирией, куда они стремились попасть, но были экстрадированы и осуждены в Кыргызстане.
В июне 2016 правоохранительные органы ликвидировали ОПГ, занимавшуюся разбоями в Оше и Бишкеке. Таким образом преступники пытались собрать деньги на джихад. Кроме того, члены группы вербовали молодых парней в мечетях и спортивных клубах.
30 августа того же года в Бишкеке террорист-смертник на автомашине «Мицубиси Делика» протаранил ворота посольства КНР и на его территории взорвался, активировав прямо в машине взрывное устройство большой мощности. И это далеко не полный список.
Кыргызский эксперт по внутренней и внешней безопасности Артур Медетбеков полагает, что во всей Центральной Азии более всего терроризм проявляется в его государстве.
— Если до 2010-2011 гг. в Кыргызстане было 8 запрещенных террористических организаций, то в 2016 их количество достигло 19. За пять лет появилось 11 организаций, — заявил он в интервью порталу gezitter.org. — К тому же раньше не было ни одной террористической организации, которая была создана исключительно усилиями кыргызской молодежи. А сегодня появились две такие организации: «Жайшуль Махди» и «Воины Бухары». Это говорит о том, что в Кыргызстане заметно распространены экстремистские идеи.
По его мнению, виноваты в сложившейся ситуации в первую очередь государственные органы, в том числе и правоохранительные, которые «не работали в полную силу».
— Наш муфтият, имамы должны были активно работать в регионах, селах, чтобы бороться с терроризмом. К сожалению, этого не происходит. А если и происходит, то с запозданием, — сказал он.
В Бишкеке убиты боевики международной террористической организации
Бишкекский журналист Эрлан Орозалиев в статье «Кыргызстан: фабрика террористов и экстремистов» утверждает:
— Большинство экспертов говорят о нарастающей радикализации жителей нашей страны. Основной причиной распространения религиозных экстремистских идей являет безработица, социальные проблемы, коррупция, беспредел правоохранительных органов и религиозная безграмотность.
По мнению журналиста, люди больше заняты бытовыми проблемами и безразличны к происходящим в стране процессам. Мало того, «население постепенно утрачивает веру в госорганы, в их способность и возможность управлять страной». При этом, подчеркивает автор статьи, общественные деятели утверждают, что многие сограждане, особенно сельчане, стали предпочитать религиозное образование светскому. Якобы в результате количество мечетей в стране превысило количество школ, все больше становится и медресе.
— В каждом маленьком селе построено по 2-3 мечети, от большого количества прихожан на пятничных молитвах-намазах и проповедников-дааватчи голова идет кругом. В то же время встречаются факты, когда
проповедники ходят по улицами, обходят каждый дом и распространяют экстремистские и террористические идеи,
— пишет Эрлан Орозалиев.
Ситуацию усугубляют возвращающиеся из горячих точек экс-боевики, которые сами начинают заниматься пропагандой деструктивных идей.
— На территории республики функционируют такие опасные организации как «Хизбут-Тахрир»и «Акрамийя». Имеются представители террористических организаций такфиристско-джихадистского движения «ЖайшульМахди», «Джунд-уль-Халифат», «Ансаруллох», «Ат-ТакфирВаль-Хиджра» и «Исламского государства». Около двух тысяч граждан Кыргызстана являются приверженцами их экстремистских идей, — подытоживает журналист.
Кыргызский журналист Азиз Карашев особое внимание обращает на то, что радикальные проповедники усилили работу в среде кыргызской молодежи. По его словам, в 6-миллионном Кыргызстане ее доля составляет около трети населения, а согласно оценкам социологов,
пороговое количество молодежи, способной изменить государственное устройство, составляет всего 15-20%
— Именно молодые люди были главной движущей силой двух насильственных свержений власти в Кыргызстане, случившихся в 2005-м и в 2010-м годах, — пишет Азиз Карашев. — Молодое поколение – всегда группа риска. Определенная категория молодых кыргызстанцев, демобилизовавшись, в настоящий момент являются безработными. И у них есть два главных преимущества: опыт физической, тактической и огневой подготовки, обретенный за время службы, а также стремление к естественным материальным благам, которые и могут стать стимулом для контактов с радикалами.
Для призыва кыргызстанцев в ряды ИГ и схожих террор-структур, по мнению Азиза Карашева, могут использоваться следующие факторы:
— Среди угрожающих перспектив отметим также внешнюю привлекательность идей «социальной справедливости и равенства» в рамках квази-исламского государства, ложное понимание отдельными верующими понятия конфессиональной солидарности, а отсюда – стремление любыми путями помочь братьям по вере в различных уголках планеты, мифологизацию джихада и романтизацию шахидизма в масс-медиа и т. д, — добавляет он.
Кыргызский эксперт, экс-вице-премьер по вопросам безопасности Токон Мамытов считает, что «экстремистские организации сплотились в единый кулак», причем не только в Кыргызстане.
— Мы сейчас видим, как в Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане, Туркменистане и России выявляются подобные террористические ячейки, в том числе с участием наших граждан. Для противостояния им странам ОДКБ и ШОС, а также всем правоохранительным органам также надо сплотиться, — заявил он в интервью сайту «Регион.kg».
По его мнению, столь масштабная вербовка в ряды экстремистских организаций происходит в числе прочего в результате мощной радикально-экстремистской идеологии.
— Поэтому главная задача для нас – выработать соответствующую контридеологию, направленную на дискредитацию экстремизма. К тому же, страны ЦА должны усилить национальные идеологии по противодействию этим угрозам, а также попытаться решать социально-экономические проблемы молодежи, вести религиозное обучение молодых людей, — говорит Токон Мамытов.
Между тем казахстанские политологи не склонны преувеличивать террористические риски в Кыргызстане. Доктор политических наук Санат Кушкумбаев полагает, что в плане экстремистских угроз Кыргызстан мало чем выделяется на общем фоне. Хотя свои проблемы там, конечно, имеются — и с собственной спецификой.
— И Европа была поставщиком террористов — посмотрите на Бельгию, Францию, Великобританию. Там осело много выходцев с Ближнего Востока и не только, предостаточно и местных жителей, которые оказались вовлечены в террористическую сеть. Это такой глобальный тренд, — говорит эксперт. — А что касается Кыргызстана, там есть ряд внутриполитических аспектов, влияющих в числе прочего и на террористические риски. Сейчас в стране готовятся к президентским выборам, которые должны пройти в этом году. Внимание политиков, общественное мнение — все приковано к предвыборной борьбе, остальному внимания уделяется гораздо меньше.
По словам Саната Кушкумбаева, еще один специфичный для Кыргызстана момент — большое количество трудовых мигрантов. Как отмечают специалисты, именно эта группа является «питательной средой» для вербовки экстремистами. Уезжают люди из дома не от хорошей жизни, и именно в малообеспеченных слоях населения радикалы чаще всего находят сторонников.
Новое видео перестрелки с террористами ИГИЛ в Бишкеке
— Вербовка и последующее зомбирование в террористических группировках уже серьезно налажены, а трудовые мигранты очень уязвимы для вербовщиков. Не скажу, что все, но кое-кто оказывается в сетях экстремистов, — говорит он.
Особо политолог отмечает, что есть немало случаев, когда террористы пытались проникнуть в Казахстан или, наоборот, покинуть его территорию именно через Кыргызстан. По его мнению, это тоже показатель недостаточно эффективной работы кыргызских спецслужб.
Тем не менее, как уже говорилось выше, угрозы для Кыргызстана стать именно «поставщиком терроризма» в регионе Санат Кушкумбаев не видит.
Аналогичного мнения придерживается и казахстанский политолог Ислам Кураев. Он считает, что Кыргызстан прежде всего является перевалочной базой для террористов из других государств. В числе причин эксперт выделил два основных фактора:
— Во первых, незащищенность границ и коррумпированная таможня с Таджикистаном. После вступления в ЕАЭС контроль усилился, но не кардинально, все же остались лазейки. Во-вторых, бывший президент Узбекистана Ислам Каримов плотно занимался вопросом терроризма,
все радикально мыслящие были арестованы, а те, кому удалось бежать, подались именно в Кыргызстан
Вот они и начали заниматься миссионерством и пропагандой радикальных мыслей среди молодежи.
По мнению политолога, созданию ячеек ряда террористических группировок в Кыргызстане поспособствовали частые революции. На этом фоне правоохранительные органы и правящая верхушка больше были заняты дележкой власти.
— Тут же следует отметить, что полностью контролировать собственные границы не способны как Казахстан, так и Россия. Теракты предотвращаются благодаря хорошей работе административно-полицейского аппарата, но как мы знаем, не всегда. Поэтому не следует считать Кыргызстан неким оплотом зла. Похожие проблемы у всех членов ЕАЭС, — говорит он.
Опасности, что террористы из Кыргызстана начнут в больших количествах перебираться в страны СНГ, включая Казахстан, Ислам Кураев не видит.
— Хоть мы и наблюдаем небольшую нестабильность в соседнем государстве, на фоне грядущих выборов все равно стоит отметить, что правительство справляется с этим должным образом, — считает политолог.
При этом Ислам Кураев допускает возможность новых массовых беспорядков в соседнем государстве, но связанных не с деятельностью террористических групп, а с внутриполитической борьбой. И это серьезно навредит не только Бишкеку, но и Астане.
Алмазбека Атамбаева назвали провокатором в казахских СМИ
— Из-за сложного экономического и политического положения Кыргызстан находится в довольно-таки шатком положении, новой революции страна просто не переживет. Все это осознают, активных действий мы не видим, все политические лидеры заняли позиции наблюдателей в ожидании новых маневров действующего президента Алмазбека Атамбаева. Как мы помним, после массовых беспорядков в Кыргызстане в 2010 году Казахстан закрыл границу.
В случае повторения беспорядков в числе эмигрантов к нам побегут и террористы, причем тоже в массовом порядке
В этом случае высокий уровень террористической опасности возникнет уже у нас, и это сильно навредит имиджу официальной Астане, которая готовится провести международную выставку ЭКСПО-2017. Поэтому стабильный Кыргызстан сейчас очень важен в том числе и для Казахстана, — полагает Ислам Кураев.
Согласно государственной программе по противодействию экстремизму и терроризму в Кыргызстане на 2017-2022 годы, которая сейчас начала разрабатываться, «специфика распространения идей экстремизма и терроризма в Кыргызстане отличается следующими особенностями»:
В том же документе перечисляются слабые стороны законодательства и работы соответствующих органов. Среди них:
и многие другие пункты.
В целом, по мнению экспертного сообщества, обстановка у наших соседей пока не настолько серьезна, чтобы начинать звонить во все колокола. Хотя непосредственно в киргизском обществе уверены, что если ничего не предпринимать, ситуация резко ухудшится, и в самое ближайшее время. Тем не менее и киргизские власти, и общество понимают суть проблемы и пытаются найти меры противодействия, по крайней мере эти намерения декларируют. Насколько хорошо это у них получится — уже другой вопрос. Но утверждение, что бороться с международным терроризмом надо общими силами, уже давно перешло в разряд аксиом.