24 апреля Евразийская экономическая комиссия проведет сессию по вопросу заключения соглашения о свободной торговле между ЕАЭС и Республикой Кореей. В преддверии очередного витка переговоров разбираем, будет ли полезен договор Казахстану.
Сейчас торговые отношения Кореи и Казахстана переживают не лучшие времена. По итогам января-февраля 2017 года товарооборот между странами составил 122,6 млн долларов, тогда как за аналогичный период в 2016 году он достиг 187,3 млн. Таким образом, всего за 12 месяцев произошло снижение объема торговых сделок в полтора раза, причем коснулось оно как экспорта, так и импорта.
Тем не менее, Корея, сейчас плетущаяся в конце ТОП-20 торговых партнеров Казахстана, имеет большой потенциал с точки зрения выхода на азиатский рынок. В 2016 году Казахстан экспортировал в эту страну товаров на 223,5 млн долларов, а импортировал на 453,1 млн. Среди стран региона только три имели больший товарооборот — Китай, Турция и Япония.
Главным экспортным товаров Казахстана является минеральная продукция – 47,8 млн долларов за первые 2 месяца 2017 года или 74,9% экспорта. За январь-февраль 2016 года этот показатель составлял 84,4%, но к концу года опустился до 41,9%.
Помимо нефти Корее интересны также казахстанские ферросплавы. Всего в 2017 году Корея закупила продукции примерно на 107,5 млн долларов (на 14,1 млн больше, чем нефти). За январь-февраль 2017 года объем экспорта составил 13,1 млн долларов. Любопытно, но даже несмотря на рост мировых цен стоимость продажи в Корею снизилась: при примерно одинаковом объеме сделок (за аналогичный период времени) физическая отгрузка увеличилась почти на 22%.
На данный момент Казахстан может предложить Корее лишь продукцию нефтяной и металлургической отраслей, зато позиций импорта значительно больше. За 2 месяца 2017 года из Южной Кореи было ввезено товаров на сумму 52,8 млн долларов, при этом количество позиций, по которым объем сделок превысил 1 млн долларов, составляет 15, что говорит о высоком уровне диверсификации.
Сейчас Корея обеспечивает почти 80% импорта в Казахстан из-за пределов ЕАЭС металлических уголков и профиля (5,4 млн долларов за 2 месяца 2017 года), 44% гаек, болтов и винтов (5,2 млн долларов), 44% кондиционеров (4,7млн), 13% изолированных проводов (3,4 млн).
Кореянка шокирована казахстанским такси
В 2016 году самым востребованным товаром, ввозимым из Кореи, едва не стали … краски и лаки для отделки кожи – 41,4 млн долларов, или более 8% от общего объема импорта из этой страны. Их смогли обогнать лишь лабораторные и промышленные печи, а также запчасти к ним – 43,4 млн долларов. При этом в 2017 году эта продукция спросом со стороны Казахстана не пользуется. Третья по величине товарная группа – сигареты (10,9 млн долларов) – остается востребованной: Корея обеспечивает почти весь импорт из-за пределов ЕАЭС.
Однако Южная Корея знаменита на весь мир не своими сигаретами, лаками или профилем, а электроникой и автомобилями. Но если смотреть на чистый казахстанский импорт, то сказать это невозможно. За первые 2 месяца 2017 года доля Кореи в поставках легковых автомобилей составила всего 0,5%: отсюда завозится в 2 раза меньше машин, чем из Канады, и в 3,5 раза меньше, чем из Финляндии. Что касается электроники, то тут доля страны несколько выше, но по объемам она далека от лидерства и в сегменте потребительской (догнать в которой Китай на сегодняшний день не представляется возможным никому), и среди промышленной электроники.
Однако это не значит, что Казахстан не нуждается в основных корейских товарах. На территории стран ЕАЭС располагаются заводы ведущих корейских фирм, а потому ввоз продукции под корейскими брендами на территории республики происходит не из самой Кореи, а, к примеру, из России, что значительно влияет на структуру импорта.
Яркий пример – это автопром. Ряд моделей KIA и Hyundai собираются на казахстанских производствах, а потому завозить их из других стран смысла нет. Более того, объем ввоза кузовов, которые и использовались при сборе автомобилей, только за первые 2 месяца 2017 года составил 2,7 млн долларов.
Заключение договора о беспошлинной торговле или договоренность о сокращении сборов позволит в первую очередь снизить конечную стоимость производимой в странах ЕАЭС продукции, что сделает ее более доступной. Например, пошлина на кузова легковых автомобилей составляет в настоящее время 7,5%, а на собранные авто – 16,3%.
Потери экспорта Казахстана в Европе восполнила Азия
Также Корея является одним из ведущих мировых производителей текстильной продукции, однако в Казахстане она представлена не особо широко. Аналогичная ситуация и с морепродуктами, которые на рынке республики практически не представлены. Снижение пошлин наверняка повлечет за собой увеличение товаропотока со стороны полуострова.
Должна договоренность облегчить и доступ казахстанских товаров на прилавки корейских магазинов. Особенно это должно проявится в продуктовой сфере. Сейчас средняя пошлина на пищевые продукты в Южной Корее составляет 49,8%, на сельхозтовары – 45,8%. Сделано это для защиты местных производителей, продукция которых является более дорогой, чем завозная. Однако заключение договора о беспошлинной торговле (или ее снижении) позволит снизить стоимость конечной продукции, произведенной в Казахстане. Главными экспортными товарами в этом случае могут стать пшеница и рис.
Что касается добывающей продукции, она также может выиграть от соглашения сделки. Так, Корея в больших объемах закупает не только нефть, но и уголь, природный газ и уран – стоит ли говорить о том, что Казахстан располагает большими запасами необходимого партнерам сырья.
Впрочем, продавать пшеницу и газ в Корею заинтересован не только один Казахстан, а потому ожидать резкого увеличения спроса на местную продукцию или значительного удешевления цен на машины и электронику все же не стоит. Не исключен вариант, при котором, например, ЕАЭС просто снизит пошлины в обмен на инвестиции со стороны корейских компаний.
Однако возможны и другие варианты, которые в результате окажутся наиболее выгодны всем. Пока Евразийский экономический союз имеет только один договор о беспошлинной торговле – летом 2016 года он был подписан с Вьетнамом.
Конфуз на Мисс Корея-2016: судьи не могли выбрать победительницу
Для Казахстана эта сделка оказалась довольно результативной. В январе-феврале 2017 года по сравнению с аналогичным периодом 2016 года объем экспорта вырос в 8 раз (до 44,6 млн долларов), а импорт увеличился более чем на 40% (до 41,5 млн долларов). Сейчас эта страна является третьим по величине покупателем казахстанского цинка и крупнейшим среди стран вне ЕАЭС экспортером свинца. Кроме того,
Вьетнам является вторым после Китая поставщиком сотовых телефонов в Казахстан, имея долю на рынке более 27%
Стоит отметить, что Южная Корея – не единственная страна, заинтересованная в заключении соглашения о свободной торговле с ЕАЭС. На разной стадии находятся переговоры с такими странами как Египет, Иран, Сербия и ряд других.