Главный урок российских и белорусских митингов для Казахстана: не нужно «дразнить» общество непопулярными решениями, вызывая озлобление у людей.
Об этом говорит Булат Султанов, политолог и директор Исследовательского института международного и регионального сотрудничества.
— Общество наше состоит не из тех, кто живет на левом берегу Астаны. Нужно учитывать, что есть пенсионеры, самозанятые, студенты, предприниматели, которым сегодня приходится не сладко. В условиях затяжного кризисного этапа, правительство Казахстана должно понять простую вещь: не нужно на ровном месте создавать поводы для протестов. Наоборот, надо проводить такие меры, которые бы способствовали росту, если не авторитета, то хотя бы популярности правительства.
Прежде чем осуществлять какое-то мероприятие, надо отмерять даже не семь, а десять раз на предмет последствий!
У нас же привыкли вынуть шашку, махнуть ей, а дальше — трава не расти!
Общественный деятель и политолог Дос Кошим отмечает, что сегодня во главе угла всех политических митингов, случившихся, как в России, так и в Белоруссии стоят социально-экономические проблемы, которые главы правительств должны обязательно брать в расчет.
— У нас, в отличии от России, нет организаторов — ведь оппозиция как таковая в стране отсутствует. Когда народ выходит протестовать без руководителей, без планов, без конкретных лозунгов — это чревато последствиями, — уверен Дос Кошим.
По убеждению Булата Султанова, власть в Казахстане сегодня должна заниматься не самопиаром, а четко реагировать на те настроения, которые существуют в обществе.
— Мне бы хотелось поднять вопрос медицинского страхования. Наши чиновники любят проводить параллели с западом. Но ведь уровень жизни там гораздо выше, чем у нас! При этом чиновники стараются обложить граждан какими-то дополнительными поборами, стыдливо замалчивая уровень доходов, — замечает он.
В качестве примера Султанов приводит размер базовой государственной пенсионной выплаты в Казахстане — 12802 тенге. Минимальный размер пенсии, как он подмечает, составляет 28148 тенге. А величина прожиточного минимума — 24459 тенге.
— Вот я хотел бы знать, кто из этих работников статистики согласится прожить на эти деньги? Для сравнения в ФРГ средняя пенсия в 2014 году составляла у мужчин 1013 евро, — говорит он.
По мнению политолога, несправедливость системы заключается, ко всему прочему, и в том, что, граждан ставят перед фактом: люди, которые много лет платили взносы, не могут получить сразу накопленную пенсионную сумму.
— А может он хочет переехать в другую страну или выгодно вложить куда-то эти деньги? Самое циничное во всем этом то, что когда пенсионер получает часть этой суммы, он еще должен выплачивать 10% налогов банку, а еще 2% берет накопительный фонд за расходы, — отмечает политолог.
Султанов считает, что поднять рейтинг правительства в глазах народа поможет направление инвестиций на полезные расходы, сделанные в интересах народа.
— Снизили бы цены на проезд в общественном транспорте. Организовали бы сеть социальных магазинов, для лиц с невысоким уровнем доходов, где цены были бы ниже рыночных. Прекратили бы «вакханалию» с ростом цен на бензин. Какой-то парадокс получается: цены на нефть растут — бензин дорожает, стоимость нефти снижается — бензин все равно дорожает. Надо же понимать — люди у нас не слепые и если они молчат — это вовсе не говорит о том, что они ничего не понимают. Просто, в силу сложившейся ситуации, у нас нет партий и общественных движений, которые выражали бы интересы лиц наемного труда, бюджетников, женщин, молодежи, инвалидов. Хотя должны быть структуры, в которые люди из перечисленных категорий могли бы обращаться, — говорит он.
Дос Кошим считает, что необходимо обеспечить прозрачность выборов, осуществлять прямое избрание акимов.
— Нельзя сказать, что у нас многопартийная система. Без построения демократического общества и демократических институтов ничего решить нельзя — нет гарантии того, что у нас будет стабильное общество.
Булат Султанов считает, что избежать митингов поможет информирование народа о принимаемых правительством решениях.
— У нас при министерствах есть пресс-службы. Но, вместо того, чтобы информировать население о принимаемых мерах, они почему-то выполняют роль шлагбаума
А должно быть так: хочет правительство принять какое-то решение, пусть через пресс-секретарей доносит до людей свою инициативу, чтобы понять, что на этот счет думает общество, — утверждает политолог.