Близится визит президента Узбекистана в Казахстан. О чем будут говорить лидеры двух государств, выйдет ли двустороннее партнерство на новый уровень и нужна ли казахстанско-убекская дружба России и Китаю?
На эти и другие связанные с грядущим визитом вопросы в беседе с sayasat.org ответили эксперты из Казахстана, Узбекистана и России.
Бурихан Нурмухамедов, директор института национальных исследований:
«Вполне закономерно, что первый визит делается к ближайшему соседу. В целом, внешняя политика Ислама Каримова отдавала приоритет странам ЦА и странам региона. Во-вторых, учитывая в целом сложившийся порядок вещей, который устоялся, что Назарбаев как старший по возрасту и стратегический партнёр, с которым больше всего отношений, поэтому это вполне естественно.
Не надо искать чего-то тут такого. Это соседи. С другой стороны, понятно, что надо пройти некие апробации в качестве первого лица перед тем, как вращаться среди геополитических центров – Россия, Китай, ЕС.
По имеющейся на данный момент информации можно сделать вывод, что избранный президент Узбекистана хотел бы придать сильный импульс двусторонним отношениям, поднять нерешенные вопросы и сделать прорыв. Насколько это получится, сложно сейчас сказать. Надо иметь в виду, что немного с ревностью на эти вещи смотрят наши северные соседи.
А так я думаю, что хотелось бы не только с чистого листа начать, но и задать высокую планку, тем более у президента РУз есть понимание, что развитие и процветание связано с открытостью и экономическими реформами. Я думаю, что
определенные сдвиги мы увидим. Но совсем радикальные вряд ли
Например, реанимировать идею союза Узбекистана и Казахстана и назвать его Туркестан, как Россия и Беларусь. Учитывая, что мы в ЕАЭС, нам будет сложно. Было бы хорошо, если бы на это пошли наши страны. Но до этого не дойдёт.
Можно было бы вернуть парламентскую ассамблею и много других вещей. Но Узбекистан не находится во многих союзах, в которых есть Казахстан, поэтому есть смысл говорить о развитии неких отношений между РУз и РК с учетом близости. Я думаю, что многие вопросы совместного использования водных вопросов, трудовой миграции, спасения Аральского моря – здесь достаточно вопросов, которые можно было бы развить. Мирзиёев мог бы поставить некоторые вопросы на конкретный уровень и добиться конкретных результатов.
Я сужу ещё по итогам межправительственной комиссии, что прошла в Ташкенте недавно, и в которую входили высокие чины. Узбекская сторона показывала высокую заинтересованность. А
Казахстану надо отойти от снобизма и работать в плотном контакте,
чтобы развивать сотрудничество на благо двух государств и народов».
Аскар Нурша, координатор проектов по внешней политике ИМЭП при Фонде первого президента РК:
«Выбор Казахстана страной, куда узбекский лидер намерен совершить свой первый зарубежный визит, – проявление новых акцентов во внутренней и внешней политике Узбекистана, расставленных после избрания президентом страны Шавкатом Мирзиёевым. Согласно заявлениям руководства МИД Узбекистана, сделанным еще в конце 2016 года,
Центральная Азия была обозначена главным приоритетом во внешней политике нашего соседа
В начале февраля в Узбекистане была утверждена Стратегия развития страны на 2017-2021 годы, которая ориентирует внешнеполитическую деятельность республики на создание вокруг Узбекистана пояса безопасности, стабильности и добрососедства, что в общем подтверждает приоритетную роль Центральной Азии для Узбекистана. Кроме того, данная стратегия нацеливает правительство страны на модернизацию и либерализацию экономики, расширение внешнеэкономических связей и углубление структурных преобразований.
Понятно, что добиться результативности обозначенных масштабных программ преобразования и сбалансированности в плане обеспечения внутренней и региональной стабильности можно будет только при условии развития отношений с ближайшим окружением и в первую очередь с Казахстаном, как одним из наиболее динамично развивающихся государств в регионе и постсоветском пространстве.
Реализация целей стратегии и других ключевых задач внутреннего развития Узбекистана будет во многом зависеть от того, насколько успешно официальный Ташкент справится с поиском надежных рынков сбыта для своей промышленной и аграрной продукции, решит вопрос снижения барьеров на пути доставки экспортных грузов. Соответственно, вопросы транспорта и коммуникаций, расширения торгово-экономических отношений будут приоритетными в ходе переговоров, что подтверждает повестка дня прошедшей неделю назад в Ташкенте Совместной межправительственной комиссии по двустороннему сотрудничеству.
Если Казахстану и Узбекистану удастся выйти на реальное укрепление отношений стратегического партнерства, то
выиграют не только обе стороны, но и регион в целом
Дальнейшее развитие узбекско-казахстанских связей пойдёт на пользу региональной стабильности и в том числе безопасности границ России и Китая со странами Центральной Азии, снижению здесь трансграничных рисков. В конечном итоге державы выиграют больше от расширения регионального экономического и политического сотрудничества, нежели проиграют».
Фарход Толипов, политолог, директор научно-образовательного института «Билим Карвони» («Караван Знаний», Узбекистан):
«То, что первый визит президента Узбекистана будет в РК, вполне соответствует объявленному им курсу, в котором приоритет отдается региону Центральной Азии. Очевидно, развитие регионального сотрудничества в решающей степени зависит от РУз и РК, поэтому предстоящий визит закономерен.
Думаю,
визит должен быть прорывным,
хотя отношения между двумя государствами и до настоящего времени развивались довольно успешно. Достаточно вспомнить, что в 2013 году между ними был подписан договор о стратегическом партнерстве. Так что в духе этого договора, думается, отношения двух стран будут и дальше развиваться, особенно в торговой и транспортной сфере.
Вместе с тем, я не вижу никаких оснований для постановки вопроса о каком-то противоречии узбекско-казахских отношений интересам КНР или РФ».
Пулат Ахунов, узбекский политик:
«Мне кажется, Мирзиёев очень уважительно относится к Назарбаеву как к руководителю страны-регионального лидера. Мирзиёев нуждается в поддержке такого опытного политика как Назарбаев и стремится установить с ним близкие доверительные отношения.
Хотя на словах Каримов и Назарбаев говорили о дружбе, на самом деле они были конкурентами
на роль лидера региона, и это мешало развитию экономических взаимоотношений.
Теперь ситуация может кардинально измениться, так как фактор борьбы личностей за лидерство исчез
И это сыграет главную роль в резком улучшении экономических связей.
Не думаю, что происходит что-то такое, что противоречило бы интересам РФ и КНР. Пока, по крайней мере. Идёт процесс восстановления утерянных связей. И поэтому все заинтересованные стороны понимают, что это необходимый процесс, не противоречащий чьим-либо интересам. Я имею в виду, что от улучшения связей и решения транспортных, таможенных и приграничных проблем между РК и РУ выиграют все».
Равшан Назаров, заместитель заведующего Отделом «Новой и новейшей истории» Института истории Академии наук Республики Узбекистан:
«Согласно основополагающему документу – Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годы, среди важнейших приоритетов в области внешней политики определены:
Как отметил президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев: «Главным приоритетом внешнеполитической деятельности Узбекистана является регион Центральной Азии, с которым связаны национальные интересы нашей страны. Мы неизменно остаемся приверженными проведению открытой, доброжелательной и прагматичной политики в отношении своих ближайших соседей – Туркменистана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана».
Основным документом, регулирующим отношения между двумя государствами, является договор о вечной дружбе между Республикой Узбекистан и Республикой Казахстан от 31 октября 1998 года. А вообще правовую базу двусторонних отношений составляют более 100 документов. В этой связи очень важно, что в последнее время
наблюдается активное сближение Узбекистана и Казахстана как двух объективных лидеров Центрально-Азиатского региона
Можно назвать такие вехи данного процесса, как визиты в Узбекистан президента РК Нурсултана Назарбаева (сентябрь 2016 г.), первого заместителя премьер-министра РК Аскара Мамина, который стал кавалером узбекского ордена «Дустлик» («Дружба») (февраль 2017 г.), очень представительной делегации Ассамблеи народа Казахстана во главе с Тугжановым (февраль 2017 г.) и др.
В настоящее время назрела настоятельная необходимость расширения и углубления как двусторонних отношений, так и отношений Казахстана и Узбекистана в рамках более широких форматов. Речь может идти как о сложившихся традиционных отношениях в рамках СНГ, ШОС и т. д., так и в рамках возможных региональных и межрегиональных союзов.
В этой связи предстоящий визит президента Республики Узбекистан в Республику Казахстан может стать по-настоящему прорывным во всех отношениях.
От предстоящего визита президента Узбекистана в Казахстан ожидают многого как народы двух соседних государств, так и зарубежная общественность
Обеспечение региональной безопасности и стабильности в Центральной Азии возможно лишь при условии добрососедских отношений между всеми государствами региона. В первую очередь это касается отношений Казахстана и Узбекистана. Надо лишь развивать имеющийся позитивный потенциал».
Андрей Казанцев, директор Аналитического центра Института международных исследований МГИМО, доктор политических наук:
«Мирзиёев в своей предвыборной программе акцентировал роль Центральной Азии как приоритета для узбекской внешней политики. Его предшественник серьезно испортил отношения практически со всеми соседями, правда, к счастью, до каких-либо открытых конфликтов с Казахстаном дело никогда не доходило. Но скрытое соперничество между двумя странами всем было прекрасно известно. Поэтому отношения с Казахстаном — это ключевой вопрос для нового узбекского руководства. В улучшении отношений теперь заинтересованы обе стороны. Открывается окно возможностей.
Для России и Китая это не будет представлять какой-то угрозы, скорее, наоборот,
так как укрепление взаимодействия Казахстана и Узбекистана может помочь в решении многих региональных проблем, в том числе трансграничных, которые представляют угрозу для Москвы и Пекина».
Сергей Абашин, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге:
«Новый президент Узбекистана, судя по целому ряду встреч и решений, выбрал линию перезагрузки отношений с соседними центрально-азиатскими странами. Казахстан как экономически наиболее мощная в регионе страна, имеющая хорошие международные связи, может быть очень важным и интересным партнёром.
Будут ли на данной встрече какие-то «прорывы» в отношениях и в чём они будут заключаться — сказать трудно, но видимо, будет сближение двух стран и обсуждение как раз того, какие направления сотрудничества и как им надо развивать. Не думаю, что такое сближение противоречит интересам России и Китая, скорее, наоборот, поскольку
обе страны имеют проекты, которые охватывают все страны Центральной Азии
Снятие внутренних напряжений и барьеров их может вполне устраивать».
Александр Князев, доктор исторических наук, эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку:
«Я, наверное, был одним из первых, кто говорил, что первый визит будет не в Москву и ещё куда-то, а именно в Казахстан. Я исхожу из своего понимания тех принципов, на которых строится внешняя политика Узбекистана. Она ни в чем не изменилась с приходом Мирзиёева. Она основывается на тех же принципах, которые действовали при Исламе Каримове. Это равноудаленность от крупных геополитических центров — России, Китая, Запада. Также она строится на простой прагматике двусторонних отношений.
Казахстан и Узбекистан связывает много прагматических экономических вещей взаимодействия по ряду направлениям. Оно нужно и было бы полезно обеим сторонам. Это один момент. А второй момент – зачем экономисту и прагматику Мирзиёеву, человеку, для которого внешняя политика не его сфера, делать резкие шаги? Например, ехать в Москву и демонстрировать пророссийскую ориентацию? Этого не нужно, этого нет в политике Узбекистана.
Казахстан – это оптимальный вариант, это то, что не будет вызывать раздражения ни на Западе, ни в Китае и вообще нигде
Второе. Я думаю, что если отношения между РУз и РК будут динамично развиваться, то намечается новый тренд. Я думаю, что в Ташкенте и Астане хотели бы сами управлять или по крайней мере влиять на процессы в регионе. Пока что этим занимаются внешние акторы – Москва, Пекин, Вашингтон, Брюссель. Казахстану нужен некий противовес в отношении внешних влияний. И Узбекистану это тоже не повредит. Я думаю, что у альянса есть хорошее будущее.
Если Казахстан и Узбекистан сумеют объединить какие-то вопросы своей внешнеполитической деятельности в своих интересах,
которые могут совпадать во многом, то я думаю, что
это будет вызывать определенное недовольство в Москве или Пекине и даже в Вашингтоне.
Ведь сколько бы мы ни говорили, что все страны одинаково суверенны и равны, то, что мы называем ЦА, зиждется на двух странах – это Казахстан и Узбекистан: демографически, территориально и особенно экономически. И если бы такое случилось, то это было бы интересным прорывом в попытках Ташкента и Астаны иметь высокой степени свою политику в регионе, не следуя, как это часто бывало, за Москвой, Пекином или Вашингтоном».