Изменить ситуацию поможет введение дифференцированного тарифа. Но законодательная база для этого пока не принята.
Повышение абонентской платы в тарифных планах, а также изменения их условий в сторону удорожания является на сегодня единственным инструментом выживания для сотовых операторов Казахстана. Это мнение выразил Евгений Малишевский, директор научно-консультативного центра Телекоммуникационной ассоциации Казахстана. Он считает, что
сегодняшний объем пропуска мобильного трафика несоизмеримо превышает доходы операторов связи
— Еще в марте 2016 года я утверждал, что операторы связи будут вынуждены поднимать тарифы. В 2015 году объем пропуска мобильного трафика вырос на 130%, а доходы при этом увеличились лишь на 7%. Сегодня, по статистике, 80% трафика так называемого тяжелого контента потребляется всего лишь 5% пользователей, а остальным достается мало! И возникает вопрос, почему одни пользователи должны получать удовольствие за счет других, — рассуждает Малишевский.
Именно по этой причине компания Altel в минувшем году отменила безлимитный мобильный Интернет, чем вызвала недовольство многих своих абонентов. Как отмечал Алексей Ноздрин, коммерческий директор объединенной компании ALTEL и Tele2 Казахстан, неравномерное распределение скорости стало причиной ненормированной нагрузки на каналы, а скорость интернета у некоторых пользователей значительно падала.
Цена на пакетные услуги в минувшем году поднялась и у Beeline. А
недавно Beeline в одностороннем порядке изменил условия отдельных тарифов,
добавив дополнительные гигабайты интернет-трафика, соответственно увеличив стоимость. По словам Алексея Бендзя, директора по корпоративным коммуникациям Beeline Казахстан, такое внедрение было сделано исходя с пожеланий потребителей, так как многим из них не хватало существующего объема трафика. По его словам, изменить имеющийся тариф оператору проще, чем проделать работу по созданию нового. В итоге ситуация складывается таким образом, что с изменениями приходится мириться даже тем абонентам, которые не нуждались в дополнительных гигабайтах.
— Сотовые операторы сейчас находятся в «капкане безлимитов», в котором оказались, с одной стороны, по собственной воле, с другой — вынужденно, — утверждает Светлана Черненко, глава представительства IKS -Consulting в Казахстане. — Пакет услуг с фиксированной ценой – очень лакомый инструмент. Он по душе абонентам и довольно прост в реализации. Нужно всего лишь принять решение о новом способе оплаты за те же услуги, то есть это административное решение, не требующее изменений в самом бизнесе операторов. В этом добровольная составляющая данного подхода. А вынужденная состоит в том, что как только один игрок делает этот шаг, у других нет шансов не сделать то же самое, поскольку конкурируют наши операторы исключительно в ценовом поле.
По ее прогнозам, дальнейшее развитие событий на данном этапе предсказуемо:
— Доходы не растут, так как нет потенциала роста за счет новых абонентов. А существующие клиенты платят одну и ту же сумму, при этом растет физическое потребление, для качественного удовлетворения которого нужно развивать техническую базу. Возникает ситуация опережающего роста расходов над доходами. Это общемировая проблема и ее операторы решают по-разному. Заранее готовившиеся к данным вызовам формируют альтернативные доходы за счет новых сервисных направлений. Тем, кто только сейчас пришел к идее трансформации бизнеса, ничего не остается, кроме как адаптировать тарифы к новым реалиям, — рассуждает она.
С ней солидарен и Евгений Малишевский. По его словам, в настоящий момент цена пропуска трафика небольшая, тогда как передаваемая информация стоит огромных денег. А доходы в основном достаются компаниям, которые находятся за пределами Казахстана.
— Прибыль получают такие компании как YouTube, Skype, WhatsApp, Google. И все эти деньги забираются у оператора,
— утверждает Малишевский.
И утверждает, для сотовых операторов сегодня остро встал вопрос внедрения дифференцированного тарифа. В случае его введения они станут взимать деньги не «пакетным» способом, как сегодня, а с учетом скорости передачи данных, на которой и будут основываться тарифные планы. Если скорость будет минимальная, то и платить абонент будет по минимальным ставкам, если же предпочтет максимальную скорость, оплата соответственно будет выше.
Однако, как отмечает Евгений Малишевский, для внедрения дифференцированного тарифа в Казахстане пока нет правового поля.
— Мы поставили вопрос в региональном содружестве в области связи о необходимости введения дифференциации тарифов в зависимости от тяжести контента. Если контент тяжелый, как к примеру скачивание фильмов, то и загрузка сетей получается громадная. В этом году будет рассматриваться новая редакция регламента о международной электросвязи. Если там это пройдет, провайдеры и операторы ОТТ-сервисов наконец смогут компенсировать затраты на эксплуатацию сетей, — отмечает он, добавляя, что предыдущий регламент был отклонен пятьюдесятью странами.
Однако, по словам Малишевского, пока регламент не будет принят, операторы продолжат повышать и менять тарифы. По его прогнозам, особенно это проявится летом 2017 года.
— Телекоммуникации — единственная отрасль в Казахстане, где тарифы ежегодно снижались. Но наступил предел, дальше опускаться уже некуда, — уверена Светлана Черненко. — К тому же на операторов возложили дополнительные функции, к примеру, регистрацию IMEI кодов мобильных устройств, содействие спецслужбам в борьбе с экстремизмом, что также требует затрат. В итоге операторы стали аккуратно повышать тарифы, находя гибкие решения, чтобы не терять клиентов. Поэтому идет и внедрение новых тарифных планов, и добавляется дополнительный объем трафика в существующие тарифы, — заключает Малишевский. — Реструктуризация тарифов — процесс естественный и постоянный. Безусловно, тотального роста цен не произойдет, поскольку ценовой фактор всегда будет оставаться мощным инструментом конкуренции. Но период ценовых войн, скорее всего, подходит к концу. Рынок выходит на новый этап своего развития. Удастся ли операторам трансформироваться в должной мере — покажет время. Все технологические предпосылки для этого есть. Но данные трансформации прежде всего ментальные.