Власти Туркменистана активно внедряют безналичное обращение и вводят ограничения на снятие денег со счетов.
На «безнал» население республики власти начали переводить в 2013 году, когда магазины и предприятия сферы услуг обязали установить терминалы для платежей банковскими картами. С начала 2016 года наличные перестали выдаваться бюджетным работникам, получателям стипендий и пособий. Кроме того, распоряжением властей иностранные компании обязаны начислять зарплаты гражданам Туркменистана только в национальной валюте и на банковские карты.
24 марта президент Гурбангулы Бердымухамедов поручил зампреду кабмина Бяшиммырату Ходжамаммедову подготовить предложения по дальнейшему развитию безналичного оборота в стране.
Власти стараются сделать банковские карты привлекательнее в глазах населения. С начала 2017 года размер комиссии при снятии денег в банкоматах снижен вдвое — до 0,5%. При покупках с использованием банковских карт в Туркменистане комиссии не взимаются.
В 2016 году введен запрет на покупку иностранной валюты за наличные. А в феврале 2017 года появились сведения о первых ограничениях по их снятию. Так, по данным СМИ, в отдельных регионах установлен лимит на обналичивание средств с карт в 100-300 манатов в день. 6 февраля официально вступило ограничение по снятию средств клиентами туркменских банков, находящимися за границей. Лимит установлен на уровне 300 долларов США в день.
Между тем, центробанк Туркменистана удерживает курс маната в 3,5 маната за доллар.
Портал eurasianet.org полагает, что причины такой финансовой политики лежат на поверхности. Системный кризис, в котором находится экономика Туркменистана, «вымыл» наличные из банков. Экономическая активность сосредоточилась вокруг импорта товаров, тогда как для выхода из кризиса необходимо наращивание производства внутри страны. И власть это видит.
По официальным данным Ашхабада, в 2016 году во всех отраслях туркменской экономики наблюдался рост. В частности, ВВП выросло на 6,2%, торговля — на 14%. Но в правдивости этих данных сомневаются даже аналитики Международного валютного фонда, обычно лояльно относящиеся к официальной статистике. В недавнем отчете МВФ было сказано, что для улучшения инвестликмата Туркменистану не мешало бы «повысить качество макроэкономических и финансовых данных».