14 марта Нурмухамбет Абдибеков указом президента назначен на должность председателя Счетного комитета. Пост акима Карагандинской области, который он занимал с лета 2014 года, был передан Ерлану Кошанову. Разбираемся, какое наследство оставил уже бывший глава региона.
Карагандинская область – один из главных промышленных центров республики. Потому неудивительно, что развитие потенциала области было одной из главных задач Абдибекова на посту главы региона. С этой задачей он справился достаточно хорошо — если верить статистике: индекс физического объема промышленного производства в период 2014-2016 гг. вырос на 15,4%, при том что республиканский показатель за это время упал на 2,5%. Доля области в республиканском объеме промышленной продукции выросла с 7,6 до 10,2%.
Отметился новоиспеченный председатель Счетного комитета и в области малого и среднего предпринимательства: количество и показатели работы бизнесменов на протяжении трех лет были выше, чем средние показатели по Казахстану. Что немаловажно, Абдибекову удалось снизить количество неактивных юридических лиц: доля действующих юрлиц увеличилась с 66,7 до 69%. Учитывая кризисное время, на которое и пришлось его руководство, это является неплохим показателем.
Впрочем, бум промышленного развития может оказаться кратковременным, благо для его продолжения делалось не так много. С 2014 по 2016 годы в основной капитал было инвестировано 1,082 трлн тенге. Много это или мало? Скорее, второе.
Объем инвестиций снижался на 40-50 млрд в каждый год, когда Нурмухамбет Абдибеков был у власти
Всего за это время показатель снизился почти на треть: с 411,9 до 315,4 млрд тенге. Ссылаться на кризис в этом случае неуместно: республиканский показатель за 3 года вырос на 12,7%. За первые 2 месяца 2017 года инвестиции в основной капитал в области увеличились на 2,2%, но даже тут до показателей республики оказалось далеко – 11,2%.
«Уход» Даулбаева с поста генпрокурора был неожиданным для него самого — Ашимбаев
О недостаточных хозяйственных навыках бывшего главы региона свидетельствует и еще один факт: Казахстан переживает бум жилищного строительства, но Карагандинскую область он обходит стороной. В 2016 году здесь было введено в эксплуатацию лишь 3,3% от общего количества построенного в Казахстане жилья. Строить стали больше: 340,8 тыс кв м против 315,5 в 2014 году. Но это ничто по сравнению с республиканскими темпами в 46,3% за 3 года!
При таком отношении к хозяйственным вопросам неудивительно, что
на время руководства Абдибекова пришлись взрыв газа в Шахане, едва ли не смытые во время паводка деревни (больше всего пострадал поселок им. Мустафина),
чудом не размороженный Темиртау и т.д.
В феврале 2017 года Карагандинская область стала шестым регионом Казахстана, в котором объем розничной торговли превышает оптовую. Причем превышает значительно – более, чем на 9%. И это при том, что по итогам 2014 года объем розницы был меньше на 26%. Если смотреть в номинальных показателях, то объем оптовой торговли за это время практически не поменялся, а вот розничный товарооборот вырос более чем на 100 млрд тенге. При этом показатели все равно росли медленнее, чем в среднем по республике.
Зато цены на продовольственные товары росли с опережением. В период с 2014 года по февраль 2017 года включительно стоимость продуктов питания в Карагандинской области выросла на 33,6%, в Казахстане – на 31,2%. С начала 2017 года увеличение стоимости составило 3,5% — это самый большой показатель среди регионов Казахстана. Зато цена на платные услуги в регионе во время руководства Абдибекова росла куда медленнее: 19,3% при республиканском показателе в 21,8%. Благодаря этому инфляция в Карагандинской области несколько отстает.
Так как рост цен в регионе шел не так стремительно, как в Республике, то и величина прожиточного минимума изменилась не так сильно: хотя тут разница незначительна: в 2014 году показатель составлял 94,9% от республиканского (17814 тенге), в феврале 2017 года – 93,8% (20850 тенге).
В 2014 году в Карагандинской области был зарегистрирован 1601 безработный, в феврале 2017 года – 4270 человек. Официальный уровень безработицы вырос с 0,2 до 0,6%. Отмечается и рост трудоустроенных граждан, но он медленнее: в 2014 году в области было организовано 3576 рабочих мест, благодаря чему количество трудоустроенных превысило количество стоящих на учете в 2,5 раза. К концу 2016 года эти показатели практически сравнялись.
Одна из причин – кадровая политика, проводимая средним и крупным бизнесом. Численность персонала с 2014 года по февраль 2017 года упала с 322,8 до 259,5 тысяч человек, то есть почти на четверть!
Что любопытно, реальная заработная плата оставшихся работников среднего и крупного бизнеса за этот период времени стала меньше на 5,5%! Номинально она выросла на 21,5%, но даже это ниже общереспубликанского показателя в 26%. Если брать в целом, то среднестатистический работник Карагандинской области в 2014 году получал 107,2 тысячи тенге – менее, чем на 12 тысяч ниже среднереспубликанского показателя. К февралю 2017 году разрыв увеличился почти до 18,5 тысяч (136,2 тысячи против 154,6 тысяч). Это как нельзя лучше демонстрирует, что заработная плата в регионе растет совсем не так быстро, как-то требуется.
В целом вышла интересная картина: крупный и средний бизнес во времена руководства Нурмухамбета Абдибекова мощно наращивал производство, при этом периодически «забывая» инвестировать в человеческий капитал. О том, что социальные вопросы при взаимодействии власти и предпринимателей отошли на второй план, свидетельствовали многие факторы, в том числе и те, которые официальная статистика не учитывает: например, практически полный отказ бизнеса от поддержки профессионального спорта и отказ некоторых компаний от практики подписания меморандумов об оказании финансовой помощи.
Превосходство интересов бизнеса над социальной ответственностью – это одна из основных черт капитализма.
Во времена объявленной третьей модернизации предпринимателям многое могут спускать с рук. У Нурмухамбета Абдибекова хорошо получилось дать этому старт