Структура казахстанского импорта — прямое указание, что надо производить и в каких объемах, чтобы товар был востребован на рынке.
Подсказка хороша в своих деталях, но сложность в том, что товар этот наукоемкий. Впрочем, есть и другие нюансы — точнее, море таковых. Но как бы то ни было, структура казахстанского импорта прямо указывает — производить нам нужно почти все.
В 2016 году в импорте из стран, не входящих в ЕАЭС, доминировали машиностроение, оборудование и транспортные средства. Эти товары составили 45,3% от общего объема импорта (свыше 7 млрд долларов, по данным Комитета государственных доходов Министерства финансов РК).
О том, что Казахстан нуждается едва ли не во всех товарах данной категории, говорит хотя бы тот факт, что импорт в республики ведется по более чем 2200 наименованиям. Большинство из них имеют относительно небольшой объем (до 5 млн долларов). Однако множество видов отдельных товаров делают общие направления диверсифицированными и довольно объемными в финансовом плане.
Так, импорт насосов всех видов (начиная от обычных топливных и заканчивая станками-качалками, применяемыми в нефтяной отрасли) стоил в общей сложности около 225 миллионов долларов, хотя выделить какую-то отдельную категорию нельзя. Основными поставщиками стали Китай (около 52 млн долларов), США (около 40 млн долларов), Германия и Италия (примерно по 25 млн долларов). При этом немало стоили и части насосов – их импорт по итогам прошлого года составил 31,4 млн долларов.
Вне категории находятся многоступенчатые турбокомпрессоры. Их было завезено в Казахстан в 2016 году на общую сумму свыше 121 миллиона долларов. Ключевые поставщики: Нидерланды (57 млн долларов), Германия (31 млн) и Франция (27,7 млн).
Также в категории промышленного оборудования выделяются теплообменники всех видов (67 млн долларов), установки для очистки газа (13,9 млн долларов), нефтяных газов (6,3 млн долларов) и прочих газов (36,6 млн долларов).
Куда больше средств было в 2016 году было потрачено на электрогенераторные установки. Объем импорта составил почти 140 млн долларов, большинство из которых пришлись на закуп турбогенераторов (72,7 млн долларов) и ветроэнергетических установок (14,2 млн).
Еще одна значительная статья импорта – это приобретение «Прочих пультов, панелей, консолей, столов, распред. щитов и оснований для электрич. аппаратуры»
Из более чем 60 стран мира в Казахстан было завезено товаров по данной категории на общую сумму 137,3 млн долларов. Ключевые поставщики электрооборудования – Китай (45,8 млн долларов), Великобритания (14,6 млн) и Германия (11 млн долларов).
Впрочем, в Казахстан завозятся не только готовые конструкции, но и комплектующие к ним. Яркий пример – это импорт различных электрических проводов, объем которого составил почти 70 млн долларов. Основными поставщиками являются производители Китая (27,5 млн долларов), Турции (11,7 млн долларов) и Италии (9,6 млн долларов).
Чуть меньше казахстанские компании потратили на закуп за рубежом электрических проводников – 42,1 млн долларов, 23,8 млн из которых приходятся на Китай.
Еще больше средств тратится на механические комплектующие. Так, объем импорта кранов (запорных механизмов) составил 46,3 млн долларов, запорных стальных клапанов – 45,2 млн. долларов, проходных вентилей – 38,7 млн. Причем в этих объемах не учтены более общие категории, такие как краны для умывальников и раковин (около 16 млн долларов), запорная арматура для трубопроводов, котлов и баков (около 26 млн долларов, причем их части стоили еще 20,5 млн).
Отдельно выделяется такая статья импорта как воздушные фильтры для двигателей внутреннего сгорания. Их в Казахстан было завезено на сумму 14,6 млн долларов.
Если уж казахстанские компании не могут покрыть внутренний спрос даже по таким не самым технологичным товарам, то об электронике и говорить не приходиться.
Импорт мобильных телефонов в Казахстан по итогам 2016 года составил 373,3 млн долларов,
части и комплектующие к ним – еще 17,6 млн долларов. Итого – почти 2,5% от всего казахстанского импорта 2016 года по всем категориям и направлениям. Кстати, о направлениях: казахстанский спрос почти полностью покрывают всего 2 страны — Китай и Вьетнам.
Коммутационное оборудование, впрочем, также обходится Казахстану недешево. Коммутаторов для проводной (!) связи было ввезено на 37 млн долларов, вдвое больше – 74 млн долларов, стоили «машины для приема, преобразования и передачи или восстановления голоса, изображений или других данных, включая коммутационные устройства и маршрутизаторы».
Огромен импорт и вычислительных машин: компьютеров разных видов в Казахстан было ввезено на общую сумму 248,1 млн долларов. Таким образом, сфера электроники только по этим направлениям обеспечила суммарный импорт около 750 млн долларов – это в полтора раза больше, чем весь ЖД, воздушный и водный транспорт, и на 16% больше, чем легковые, грузовые автомобили и специализированная техника.
Что касается транспорта, то основные его поставщики расположены в Западной Европе. В 2016 году было приобретено железнодорожных локомотивов на общую сумму 123,5 млн долларов, все поставки шли из Франции. При этом главным продавцом частей к локомотивам и вагонам выступила Испания, с Пиреней в Казахстан было продано этого товара на сумму 94,2 млн долларов (при общем объеме около 120 млн долларов).
Аналогичная картина и в воздушном транспорте.
Испания стала единственным поставщиком военно-транспортных (59,6 млн долларов), а Франция – гражданских самолетов (51,5 млн долларов)
Что касается вертолетов, то их общий импорт составил всего 8,3 млн долларов.
Еще одна крупная статья расходов в сфере воздушного транспорта – это разведывательно-ударные беспилотные летательные аппараты
Их в Казахстан завезено на общую сумму 30,4 млн долларов (15,5 млн долларов – Китай, 14,9 млн — Израиль).
Общий объем импорта легковых автомобилей по итогам составил 209,3 млн долларов. Стоит отметить, что 2/3 от общего объема среди стран, не входящих в ЕАЭС, приходится на Японию.
Импорт грузовых автомобилей составил 61 млн долларов (27,3 млн – Китай, 12,3 млн – Таиланд, 8,4 млн -Германия). Среди тяжелой техники больше всего средств было затрачено на приобретение самосвалов (45,9 млн долларов, 19,3 млн из них приходится на Канаду), тракторов (33 млн, примерно поровну приходится на Германию, Францию и США) и автокранов (21,3 млн долларов, 17,9 млн из них приходится на Германию). Однако лидером в данной категории являются зерноуборочные машины — на их приобретение ушло более 70 млн долларов.
Довольно диверсифицированными являются и закупки медицинского оборудования и товаров. Наибольшая сумма приходится на испытательные стенды (43,3 млн долларов, 36,1 млн из них приходятся на Бельгию), на втором месте – рентгеновские аппараты. Оборудование, работающее на основе такого вида излучения, обошлось в 40,9 млн долларов (лидер по поставкам Китай, 31,8 млн долларов).
Куда интереснее выглядит рынок инструментов. Судя по объемам импорта, Казахстан нуждается не только в сложных протезах (завезено искусственных суставов на 13,2 млн долларов, зубов – на 2,1 млн, прочих частей тела – 6,7 млн), но и простых в производствах вещах. Так,
объем импорта игл, шприцов и катетеров составил 32,1 млн долларов
Установки для кондиционирования воздуха (как промышленные, так и бытовые) стоили казахстанским компаниям 89,9 млн долларов, вентиляторы – 22,5 млн долларов.
Немалую долю импорта занимают и товары для дома, но их доля в общем объеме импорта относительно невысока. Например, бытовых холодильников и морозильников в республику за год было завезено на общую сумму около 288 млн долларов. Впрочем, объем импорта прочего холодильного оборудования вдвое больше – 59 млн долларов.