По мнению экс-вице-министра образования, амбиции родителей обрекают детей на дипломированную безработицу.
Модернизация 3.0 предполагает новый подход к системе образования. А она в Казахстане претерпела столько реформ, сколько не видывали другие сферы жизни. Можно ли назвать их удачными, если по официальной статистике именно выпускники вузов чаще оказываются безработными или вынуждены работать не по специальности? Какой курс взять Казахстану на будущее, рассказал медиапорталу 365info известный общественный деятель Мурат Абенов.
— Еще лет 10 назад эксперты говорили, что Казахстану нужно отказаться от порочной практики подготовки специалистов по модным, а не реально востребованным специальностям. Но от слов к делу страна так и не перешла. Почему?
— Любая модернизация государства предполагает движение по трем направлениям. Это модернизация и государственных процессов, и экономики с бизнесом в технологичную сторону, и модернизация общества и его сознания. Третьему направлению всегда внимание уделялось по остаточному принципу. Хотя по сути, если не привести в порядок третью составляющую, первые две вперед не пойдут. Общество должно научиться выполнять заказ экономики на кадры. Сегодняшние учебные программы больше теоретические, а практических навыков студенты получают мало. Вот и выходит так, что выпускники вузов остаются без работы. Реальное производство уже давно перешло на автоматизированные системы управления, а мы все еще выпускаем инженеров с отвертками в руках. Конечно, для них с имеющимся объемом знаний и амбициями не находится рабочих мест.
Казахстанцы должны понимать, что даже если у них нет образования, соответствующего новым технологиям, для каждого человека в стране найдется работа. Нужно переучиться, переехать в другой регион, поменять работу. Стать мобильными, короче говоря
И если модернизация 3.0 предполагает в первую очередь новый рывок экономики, то и обществу нужна трансформация. Иначе никто ничего не поймет и не включится в процесс. А кто, если не граждане, должны подсказывать государству правильные решения и более эффективные подходы в решении новых задач? Чтобы открыть свой бизнес или же стать наемным работником на каком-то предприятии, нужно иметь высокую производительность труда. В Казахстане сегодня производительность труда почти в 2 раза ниже, чем в Европе. Из-за этого все наши товары и услуги такие дорогие. Кроме того, у казахстанцев отсутствуют навыки по решению проблем и смелость брать на себя ответственность. Быть образованным и здоровым — это еще не все необходимое для успешной жизни. Готовность использовать весь свой потенциал, рисковать — этого нам и не хватает. Мы знаем много умных и образованных людей, которые живут очень бедно и не могут себя найти, хотя хорошие инженеры или ученые. Они не могут продать свои знания, потому что не решаются переступить порог нового офиса или начать свой бизнес. Как американцы говорят: «Если ты такой умный, то почему не богатый?».
— Мы же лет 5 как внедрили у себя дуальное образование. Оно как раз для того, чтобы совмещать теорию и практику. Это же классная идея, основанная на опыте Германии. И вот теперь мы опять говорим о реформе образования. Что-то опять пошло не так? А как же отчеты об успешном внедрении дуального образования?
— Немецкий опыт действительно очень эффективный для подготовки нужных кадров. Но в Казахстане готовую для реализации идею поставили с ног на голову. Если в Германии заказчиками кадров являются предприятия, которые отправляют своих работников в колледжи переучиваться, то у нас в стране все происходит наоборот.
Наш колледж, который очень хочет получить от государства деньги, идет к этому государству и говорит, что может обучить 500 трактористов. И ему все равно, что тракторы такие остались в прошлом веке. Потом он с протянутой рукой идет просить какое-нибудь предприятие взять этих трактористов из прошлого на практику
А тем терять нечего, вот они влегкую оформляют это как дуальное образование. А итогом остается бездарное проедание бюджетных денег. Музыку должен заказывать тот, кто платит за нее деньги. На самом же деле это деньги предпринимателей, которые через налоги попали к местным органам власти. Вместо того, чтобы собрать у себя предпринимателей и спросить, какие в будущем году специалисты понадобятся, они подсовывают на предприятие «трактористов из прошлого». Чувствуете разницу с тем, как работает дуальная система в Германии и у нас?
— Так столько отчетов было из министерства, с конкретными примерами, насколько успешны отдельные регионы по внедрению дуальной системы.
— Приведу в пример Кентауский трансформаторный завод. Это большое предприятие вынуждено было построить себе собственный колледж для обучения будущих сотрудников. Потому что государственные колледжи Кентау не в состоянии дать предприятию нужных специалистов. В большинстве случаев студенты подбираются не по умственным способностям, а по платежеспособности. И мало кого интересует, а будет ли у будущего инженера рабочее место? Немцы не берутся обучать студента до тех пор, пока под него не будет создано готовое рабочее место. Ну и сам процесс обучения там предприятие контролирует от начала и до конца, чтобы потом не переучивать. Там вообще не возникает вопроса о какой-то дуальности, это заложено в самой системе подготовки кадров.
А мы выкручиваем колледжам руки. Бедный директор, лишь бы не потерять деньги, которые государство платит участникам дуальной системы, вынужден бежать на предприятия и уговаривать принять учащихся на практику. Но это же самообман
С высшим образованием вообще ситуация критическая. Вся молодежь рвется получить диплом университета. Но на самом деле на рынке труда всего лишь 15% рабочих мест, где требуются специалисты с высшим образованием. Получается, что 85% рабочих мест занимают обладатели средне-специального образования. И ничего не меняется. В угоду амбициям родителей дети идут в вузы, заранее обрекая себя на дипломированную безработицу. Разве это не проблема? Надо молодежи объяснять, что сегодня 60% рабочих мест — в сфере услуг, 80% — места в малом и среднем бизнесе. И еще мы должны говорить о том, что на любых специальностях должен быть предмет по основам предпринимательства. Кем бы на выходе выпускник ни стал — парикмахером, сельхозработником или художником, он должен иметь представление об особенностях работы в бизнес-формате. Забудьте о многотысячных заводах с сотнями вакансий. В ближайшее время предложений на рынке труда будет все меньше. Экономику будут делать малые и средние предприятия.
— Что вы можете сказать по трехъязычию? Министр Сагадиев очень активно взялся за этот вопрос, даже заявлялось, будто бы у нас учителя к этому уже готовы. И вот, в новом Послании мы снова видим этот пунктик.
— Мои внуки обучаются в трехъязычном формате. Я понимаю, что это необходимое условие для Казахстана. Но я против того, чтобы был общий и непродуманный подход. Я предлагал простой способ внедрения всех образовательных процессов на трех языках, который был бы хорошо воспринят и дал бы эффект. Но реакции не увидел. Я предлагал, чтобы в каждой школе были и двуязычные, и трехъязычные классы. И, допустим, одаренные дети, которые могут и хотят, шли бы в класс с трехъязычным обучением. А другие имели бы возможность учиться на двух языках. Уверен, что желающих испытать свои возможности без всяких рисков было бы больше. Появилось бы старание, дети и их родители, видя в этом большую возможность, пытались бы попасть в казахско-русско-английский класс.
А когда мы делаем что-то обязательным, не имея в достаточном объеме ни инфраструктуры, ни кадров, то наступит время, и эта неготовность даст нам негативный результат
Все принудительное всегда вызывает неприятие. Родители после 2-3 лет обучения детей, увидев отрицательный результат, будут разочарованы. Хуже всего, что у самих детей пропадет интерес к языкам. И мы получим тренд, при котором 10% недовольных перекроют реформам кислород. Несмотря на то, что подавляющее большинство будет лояльным к новшествам.
Надо четко понимать, что никакого бесплатного образования в стране нет. Мы платим за него своими налогами. Следовательно, вправе требовать результат за оплаченную услугу. Если она не оказана или оказана некачественно, завтра может быть куча судебных исков. Общество научилось считать свои деньги. И родителей не будет волновать, что учителя были не готовы. Или какие-то другие проблемы возникли. И будут правы. Поэтому телегу впереди лошади ставить нельзя. А эксперименты на детях чреваты последствиями.