Переход к гибкой политической системе неизбежен из-за роста благосостояния казахстанцев, уверены российские эксперты.
Политический сезон 2017-го обещает глобальные перемены в самой крупной стране Центральной Азии. Процесс больших реформ уже запущен. Второй этап преобразований может решить нереализованные задачи 10-летней давности. В нынешнее время экономические запросы общества выше, как и политическая просвещенность. Казахстану в этом случае крайне необходим переход от жесткой президентской формы правления на новый вид управления страной, пишет в своем докладе российский политолог Сергей Рекеда.
– Рост среднего класса неизбежно усилит запрос на модернизацию политической системы, развитие демократических институтов, переход от жесткого каркаса суперпрезидентской властной вертикали к более гибкой политической модели, с опорой на гражданские институты и эффективное распределение полномочий между ветвями власти, – говорит эксперт. – Все эти позиции так или иначе мы видим в предложениях о проведении конституционной реформы, озвученных президентом Казахстана. К настоящему времени руководство Казахстана сформировало механизмы управления, которые успешно выполнили свою функцию в самые сложные периоды современной истории страны, позволили устоять в условиях масштабного экономического кризиса 2008-2009 гг. Во многом именно режим сильной президентской республики позволил принимать быстрые и адекватные решения в максимально сжатые сроки.
Говоря о политических партобразованиях, эксперт также поднимает вопрос качества партийной модели в Казахстане. Как пишет Сергей Ракеда,
опыт однопартийного парламента должен запомниться казахстанским властям как неудачный эксперимент
– Например, выборы в мажилис 2007 года привели к формированию однопартийного парламента. Но уже в 2008 году, выступая с высокой международной трибуны, президент Казахстана отметил, что для развития парламентской демократии многопартийность выступает как важный и необходимый элемент. В последующем проведенные в новых условиях выборы в нижнюю палату парламента зафиксировали сохраняющееся до настоящего времени распределение баланса сил между ключевыми политическим партиями в стране. Кроме правящей партии «Нур Отан» избирательный барьер преодолели КНПК и партия представителей бизнеса «Ак Жол». В настоящий момент неизбежно встанет вопрос о качестве партийной модели.
По словам эксперта, нынешний год принесет новые вызовы как для казахстанской управленческой системы, так и для экономики. Среди причин политолог выделяет изменения внутриполитической среды и ускорение темпов экономических перемен. В докладе на сайте политического аналитического центра Сергей Рекеда пишет, что проблема актуальна для всех стран СНГ. Именно поэтому постсоветским странам нужно искать новые механизмы для развития экономики.
– Сейчас, чтобы достичь нового уровня качества в экономике, уже невозможно отталкиваться только от ресурсной базы. Нужно искать новые стимулы для развития.
Это не только техническая, но и психологическая проблема для постсоветских элит. Нет навыка, мотивации искать сложные решения
Если говорить о реакции постсоветских элит на эти вызовы времени, то на уровне риторики они схожи – в центр поиска новых точек роста поставлено технологическое обновление экономики, в частности — развитие новых отраслей на базе цифровых технологий, создание условий для массового роста предпринимательства.
Рекеда отмечает, что
если в начале 90-х годов руководство Казахстана отталкивалось от простой и понятной модели «в начале экономика – затем политика», то на нынешнем этапе реформ политическая и экономическая модернизация осуществляются параллельно. Более того, они тесно взаимосвязаны. Движение к высокому уровню технологического развития экономики РК должно способствовать улучшению качества жизни населения, системному росту среднего класса, здоровой экономической конкуренции, ликвидации монополизма.