Католическая вера в Казахстане сохранила в себе некоторые традиции, которые официальный Ватикан уже изменил, пойдя навстречу либеральным веяниям. И это порождает критическое отношение со стороны католических священников Казахстана.
Этому посвящена статья «Казахстан — далёкая крепость традиционного католицизма» Дэна Хитченса из журнала “The Catholic Herald”. Он связался с казахстанскими католическими священниками и поговорил о положении веры и верующих в стране. Дословно:
«Католицизму в Казахстане благоволят. Отчасти это объясняется тяжелой историей страны.
Из всех стран, которые могли бы занимать центральное место во внутренних конфликтах католической церкви, меньше всего представишь государство с мусульманским населением и советским прошлым. Еще и с крошечным количеством католиков. Однако заявления трех казахстанских епископов показывают, что
некоторые из самых красноречивых защитников католической доктрины находятся в Казахстане
Епископы просили католиков молиться за Папу Римского Франциска, так как только он может отменить церковные правила в некоторых странах, с тем, чтобы позволить тем, кто женится уже не первый раз, принимать Причастие.
Такие реформы, по их словам, представляют католическое учение о прелюбодеянии больше как идеал, чем заповедь
Епископы, которые учат свою паству не уважать такое учение, рискуют “ввести их в заблуждение или внушить не слушаться воли Божьей, тем самым губя их душевное спасение”.
Эта новость не совсем удивила тех в Ватикане, кто уже знаком с тремя епископами Казахстана. Самый старший из троих, архиепископ Павел Ленга, в 2015 г. сказал, что его совесть принуждала заявить — слишком мало епископов “храбро проповедуют учение Христа” и “стойко защищают правду и нравы”.
Другой архиепископ, Томас Пета, в 2017 году на заседании синода епископов процитировал высказывание Блаженного Павла VI о “дыме Сатаны”, лезущем в церковь.
Третий епископ, Афанасиус Шнейдер, недавно стал непреклонным в вопросах традиционного католицизма и выступает за проведение традиционной латинской мессы безо всяких новаций.
Надо пояснить, что
в Казахстане традиция проведения мессы соблюдается не строго: действо ведется не на латыни, а на местных языках
В Казахстане принимают Причастие на своем языке, принято кланяться во время службы.
Епископ Шнейдер пишет мне Email, что Казахстан сохранил “дух” латинской мессы:
“У верующих глубоко католическое благочестие и уважение к Причастию и церковным Таинствам”.
Польский священник Фрайер Павел Блок, приехавший в Казахстан в 2008, согласен с этим. Казахстанские католики “традиционны и консервативны”, говорит он. “Для нас это значит быть преданным Священной церкви, католическому учению, Богу. Большинство церквей проводит ежедневную Адорацию, читаем розарий каждый день”.
В Казахстане, по разным оценкам, живет 100-250 тысяч католиков. По словам Блока, церкви посещают только 10-30 постоянных прихожан. Церкви с более 500 постоянными посетителями крайне редки.
Любопытно узнать, разделяют ли казахстанские католики волнения епископов относительно сегодняшнего положения церкви. Ведь мальтийские епископы разрешают тем, кто женился второй раз и ощущают “душевное спокойствие с Богом”, принимать Причастие. И некоторые канадские епископы, кажется, позволяют последний ритуал тем, кто собирается пройти эвтаназию.
Блок утверждает, что
казахстанские католики сильно запутаны некоторыми изменениями в обрядах местных церквей. Особенно в вопросах брака, защиты жизни, эвтаназии
Он считает, что сопротивляться этим изменениям нормально: “В прошлом католиков преследовали просто за их веру”.
Шнейдер тоже считает, что преследования прошлого могут быть уроком для сегодняшних времен, поскольку католики должны сражаться с “новой атеистической и тоталитарной идеологией гендера”. Урок истории, говорит он, призывает “не походить и не адаптироваться духу современного мира, оставаться верным католиком. И верный католик должен быть всегда храбрым, он всегда желает быть причастным к семье верующих предков”.
В Казахстане мученики и верующие являются часть недавней истории этой страны. До 1991 года у Казахстана не было епископов более 500 лет.
Сталин нечаянно обновил католическую церковь в Казахстане, сослав туда массу католиков
Маленькая паства сохраняла веру в эти тяжелые времена при поддержке скрытых священников, которые сегодня почитаются как герои.
Епископ Шнейдер вырос в подобных условиях. Родители были сосланы на Урал и в конце концов оказались в Эстонии, где детям запрещалось ходить в церковь. Шнейдеры уходили из дома рано утром, садились на первый поезд и проезжали 96 километров, чтобы попасть на Мессу, читаемую священником, некогда заключенным в казахстанском ГУЛАГе. Сегодня на месте бывшего ГУЛАГа возвышается карагандинский собор.
— Чем больше преследовали церковь, тем больше она приносила духовные плоды, — сказал Шнейдер. — Посреди государственного атеизма и коммунизма католики были готовы жертвовать многим ради своего исповедания, чистоты Заповеди и Божьего Слова.
Шнейдер считает, что казахстанцы необыкновенно твердо преданы моральным заповедям: “Даже в светском обществе немало казахстанцев, кто еще глубоко ощущают нравственный закон природы”.
Епископ со своими коллегами выступают за “самые священные ценности церкви”. В официальных приказах пренебрегают моральным законом, таинствами брака, исповеди и Причастия. “Как член коллегии епископов я не могу молчать и делать вид, будто ничего не случилось”.
Когда я сказал Фрайеру Рафалу Лару, другому польскому священнику, что казахстанский католицизм становится все более и более значимым, он не соглашается. “Я не думаю, что церковь в Казахстане играет важную роль на сегодняшний день. Исповедовать истину публично — обязанность всех католиков. Однако если казахстанская церковь выполняет свой долг лучше, чем другие, то это можно объяснить их глубокой верой. Она укрепилась за годы преследования. Служить священником в Казахстане прекрасно, но сложно”, говорит Лар. Он живет в Казахстане уже 11 лет и считает строительство церкви в северном городе Щучинск одним из своих главных достижений. По его мнению, все это сбылось благодаря розарию.