Мир на пороге второй волны финансового кризиса. Именно она может оказаться последней, положив конец рыночной экономике современного типа.
А виной тому — лихорадочное насыщение банков развитых стран денежной массой. Такое мнение выражает российский экономист Валентин Катасонов на сайте fondsk.ru. В своих размышлениях он опирается на прогнозы знаменитого американского финансиста-миллиардера 72-летнего Билла Гросса.
После мощного финансового кризиса 2007-2009 годов многие эксперты, и Гросс в том числе, лелеяли надежды на стабилизацию мировой финансовой системы. Но этого не произошло. С годами диспропорции в мировой экономике лишь углубились. В своих последних статьях американец выражает уверенность в скором наступлении конца современной модели капитализма.
В последние годы развитые страны перешли к монетарной политике под названием «количественное смягчение». Заключается она в скупке центробанком ценных бумаг у частных коммерческих организаций страны. Это означает насыщение экономики деньгами сверх ее потребностей, что стимулирует инфляцию.
А проводят такую политику центробанки на фоне дефляции (общего снижения цен), охватившей целый ряд развитых стран после кризиса 2007-2009 годов. Дефляция — больший стресс для экономики, чем инфляция. Дефляция выдавливает с рынка множество предприятий, сокращая налоговую базу и высвобождая большое количество рабочей силы.
Проблема в том, что в рамках современной экономической системы обеспечить равномерное распределение эмитируемых денег по карманам людей и секторам экономики невозможно. Печатаемые деньги накапливаются в банках и на финансовых рынках, раздувая так называемые денежные пузыри. А чем больше пузырь, тем меньшее усилие нужно, чтобы его лопнуть.
Начала «количественное смягчение» Федеральная резервная система США, реализовав целых три соответствующих программы. В рамках этих программ масштабно скупались как надежные гособлигации, так и ненадежные ипотечные бумаги. С 2007 по 2016 годы объем активов ФРС «раздулся» более чем в пять раз — с 0,8 трлн долларов США до 4,5 трлн. Билл Гросс уверен: эти показатели критические. Банкротство ФРС из жуткой «сказки на ночь» превращается в еще более жуткую реальную угрозу.
Американское «ноу-хау» подхватили европейцы. С 2015 года Европейский центробанк начал скупку ценных бумаг на 1,1 трлн евро. Банк Англии предпринял аналогичные действия на 375 млрд фунтов, но с учетом Брексита эта цифра может увеличиться еще на 50-100 млрд. Обе программы активно реализуются.
По мнению Гросса, в 2017 году в центробанках мировых лидеров накопится еще 1 трлн долларов. Однако этот прогноз не учитывает возможное начало четвертого «количественного смягчения» в США. Тогда цифра может увеличиться на порядок. А запуск соответствующей программы в США весьма вероятен, учитывая тесные связи Трампа с финансовой олигархией. Что примечательно, ветерана финансов Гросса Трамп в свою команду не позвал.
Цены мировых валют входят в вопиющее противоречие с их покупательной силой, что сотрясает фондовые рынки и усугубляет головную боль инвесторов. Гросс признается, что уже возненавидел любые ценные бумаги, ибо их надежность все сложнее установить. Все это выражается в падении процентов по депозитам, гособлигациям и даже акциям вплоть до отрицательных значений.
Американец констатирует: поводов для оптимизма почти нет. Банкноты мировых валют, ставшие фактически необеспеченными бумажками, переживают последние годы. Гросс не исключает возврата мировой финансовой системы к классическим деньгам-товару — к золоту.