Почти все перемены в управленческом составе последнего месяца сопровождаются арестами. Это взаимопереплетение стало настолько естественным, что затрудняет определение, где первопричина, а что является следствием.
Вместе с тем,
в элите нарастает напряженность, обусловленная неопределенностью поменявшимися правилами игры и пониманием возросших ставок в начавшемся транзите власти
В последнее время «в расход» идут, казалось бы, неприкасаемые – любимчики, дети соратников и друзей, молодые и перспективные. Все они имели определенный запас прочности, а его обнуление свидетельствует о новом этапе переформатирования правящей элиты.
К примеру, по так называемому «делу «Байтерек» подозреваемыми проходят сыновья соратников, один из которых – Куандык Бишимбаев – является лицом «Болашака» — управленческого класса, который в последнее десятилетие активно обкатывался для замены «старой гвардии». Справедливости ради отметим, что дело Бишимбаева — не первый случай, когда под прицел антикоррупционщиков попадают чиновники – выпускники программы «Болашак».
Куандык Бишимбаев был одним из молодых и перспективных чиновников. Назначение его министром национальной экономики – одного из сложных и ответственных направлений в госполитике – значительно повысило индексы Бишимбаева. Но к концу 2016 года они (индексы) в мгновенье были обрушены, причем события вокруг него развивались достаточно стремительно. В канун Нового Года президент Назарбаев неожиданно отошел от праздничной атмосферы, сообщив, что в отношении экс-министра национальной экономики проводятся следственные мероприятия. Комментарий главы государства продемонстрировал, что в деле все по-настоящему и по-серьезному. Это подтвердили последующие события: 10 января Национальное бюро по противодействию коррупции сообщило о задержании Куандыка Бишимбаева, а через три дня он был арестован. Окончательно решение теперь за судом, но политическая карьера Куандыка Валихановича в любом случае закончилась.
Выпускник американского университета St. Lawrence Альжан Бралиев стал один из фигурантов в рамках «дела экологов». Он был одним из заместителей бывшего министра охраны окружающей среды Нурлана Искакова, которого, к слову то же оправдали по этому же делу. Их и ещё нескольких человек обвиняли в нанесении крупного материального ущерба государству на сумму 1 миллиард 172 миллиона 657 тысяч тенге. Казахстанская сторона должна была отправить в Германию склад токсичных конденсаторов с балхашской радиолокационной станции «Дарьял-У». Следователей смутило, что «конденсаторы упакованы лишь в полиэтилен вне металлических герметичных контейнеров». По итогам судебных разбирательств г-н Бралиев был оправдан.
Другой выпускник программы «Болашак» Болат Берсебаев также попал в поле зрения антикоррупционщиков. Причина – его работа на посту руководителя Комитета по информатизации и связи. 25 марта 2016 года антикоррупционная служба Алматы сообщила о его задержании в рамках дела руководителей КазТАГ. Есильский райсуд Астаны признал их виновными в хищении госсредств, выделенных на размещение госзаказа в СМИ, и дал шесть и пять лет лишения свободы соответственно. В ходе следствия Берсебаев был переведён в статус свидетеля в связи «с деятельным раскаянием».
— В 2010 году конкурс на государственный тендер не состоялся. Согласно порядку, на втором этапе соглашение должно было заключаться лишь с той компанией, которая принимала участие в предыдущем конкурсе. КазТАГ в предыдущем конкурсе не участвовал. Заключив соглашение, мы нарушили закон. Признаю ответственность, что мною были превышены полномочия, — давая показания в суде, сказал Берсебаев.
Так, политолог, эксперт по кадровым ротациям Данияр Ашимбаев считает, что в последних громких процессах не стоит акцентировать внимание на происхождении и образовании того или иного чиновника.
— Вопрос не в том, к какому поколению или, как сегодня принято говорить, «формации» принадлежит тот или иной чиновник – к «старой гвардии» или к болашаковцам. Очевидно, что практика злоупотреблений и традиция обогащаться самому и способствовать обогащению своей команды стали повсеместными и никак не связаны ни с возрастной градацией, ни с регионом проживания, ни с жизненным опытом, ни с образованием назначенцев, — сказал Ашимбаев в интервью «ИАЦ-МГУ».
Источник: Саясат