Власти Казахстана не смогли вовремя разъяснить населению суть поправок о временной регистрации, однако отказываться от нововведения не намерены.
Такую точку зрения выразил директор ИАЦ при МГУ Сергей Рекеда.
— Мы прервали наш разговор на проблеме слабого информационного сопровождения самой спорной депутатской инициативы — введении временной регистрации в РК. Буквально на следующий день премьер-министр РК Бакытжан Сагинтаев заявил, что работа по информированию граждан об изменениях в миграционном законодательстве не проведена должным образом. Означает ли это, что решение о временной регистрации может быть пересмотрено или отменено?
Неприкасаемых в Казахстане нет — Сергей Рекеда
— Судя по выступлению Маулена Ашимбаева, Акорда не собирается полностью отказываться от уже принятых решений. Напомню, что в небольшом интервью депутата мажилиса была отмечена важность закона, поскольку он, по словам мажилисмена, «направлен на обеспечение безопасности граждан, а не на ограничение их прав и свобод». Думаю, что подобная оценка – сигнал о том, что сейчас в СМИ и блогосфере РК как раз и начнется активная «разъяснительная» работа, выдержанная в ключе «все для человека, все на благо человека».
Почему информационная кампания началась с таким опозданием? Вполне вероятно, что
причина кроется в недостаточно четко построенной модели медиа обеспечения работы государственных органов власти и принимаемых политических решений
Казалось бы, есть все возможности для того, чтобы включить в план сопровождения принимаемого закона информационную составляющую. Но сразу возникает слабое звено в цепочке принимаемых решений – а кто должен за все это отвечать?
C другой стороны, в период обсуждения законопроекта представители оппозиции, общественники могли же высказать свое отношение к этому вопросу публично. Но какой-то серьезной полемики в публичном информационном поле практически не было. Как только появились очереди в ЦОНах, то стало ясно, что в окопах отсидеться не получится.
МВД активно продвигало принятие этого закона, почему тогда основная ответственность «за контент» должна ложиться на депутатов? Кстати говоря, вся эта ситуация могла возникнуть в любой из постсоветских стран. А в Казахстане так было с земельной реформой, так произошло и с законом о регистрации.
— Если подобные ситуации возникают уже не первый раз, значит можно говорить о каком-то системном сбое в работе госорганов? По крайней мере, в вопросе работы с населением.
— В чем-то так и есть. Но вопрос сложнее – как обеспечить всенародную поддержку не слишком популярному закону? Тут изначально, исходя из казахстанских реалий, были нужны какие-то новые нестандартные подходы. Это ведь не вопрос о продвижении госпрограмм и их пиар на международном уровне, не сложная идеологическая проблематика, которая допускает множественные толкования. Здесь все просто – у людей возникают неизбежные неудобства, кого-то эти новые правила бьют по карману. Как в такой ситуации может обеспечить полный одобрям-с?
Там, где необходимо творчески разъяснять суть вопроса, наталкиваясь на неизбежный контакт с довольно значительным числом недовольных граждан, и в РК, и в РФ возникает вакуум ответственности – именно в этом, главном звене – общественных коммуникаций.
Депутаты рассказали о возможности отмены временной регистрации
Блогеры могут работать на активную критику чиновников, акимов и министров, но им сложно выстроить позитивный фон вокруг неоднозначного депутатского решения. Даже если на этот вид информационной деятельности выделять отдельные бюджеты.
— И все-таки, ваш прогноз – «чем сердце успокоится»? Будет ли отмена закона или все останется так, как было решено изначально?
— Мой прогноз – расчет будет делаться на то, что
негативная волна спадет и через некоторое время все успокоится
Как отметил депутат Серик Сейдуманов, зато появится серьезный механизм для борьбы с терроризмом и экстремизмом.
— От проблем внутриполитических к международным инициативам Акорды. Насколько успешным может оказаться астанинский раунд переговоров с участием сирийской оппозиции?
— Прежде всего, не стоит поднимать планку ожиданий. Часть оппозиционеров уже отказалась от участия в астанинских переговорах. Не все вполне очевидно и по линии сближения позиций между главными спонсорами переговорного процесса — Москвой и Анкарой. Однако сам факт переговоров под международным патронажем — серьезный шаг вперед. И вклад Казахстана в этот процесс, полагаю, будет оценен по достоинству.