5 лет отводил Казахстану в 1997 году американский политолог Збигнев Бжезинский.
Тимур Шаймергенов, автор книги «Модель Назарбаева: известная история в новом прочтении» рассказал об особенности казахстанской модели государства. В работе над книгой автор использовал метод так называемых кейсов, то есть анализ базировался на рассмотрении конкретного фактического материала. Как отметил Шаймергенов, главный вопрос, на который отвечает книга — каким образом принятые в республике реформы отразились на достижениях Казахстана за 25 лет?
«В начале 90-х годов в Казахстан вообще никто не верил… Зарубежные эксперты строили крайне пессимистичные прогнозы относительно будущего Казахстана», —
цитирует замглавы Библиотеки первого президента ia-centr.ru.
В качестве примера Шаймергенов привел прогноз американского политолога Збигнева Бжезинского. В написанной в 1997 книге «Великая шахматная доска» эксперт пророчил Казахстану распад в течение пяти лет. Политолог считал тогда, что многонациональность и малочисленность населения, а также соседство Казахстана с крупными державами не позволят нашей стране долго сохранять независимость и цельность территории.
Со слов Шаймергенова, на протяжении 25 лет казахстанскую власть отличал от аналогичных институтов других постсоветских стран подход к управлению страной.
«Пожалуй, наиболее уязвимым местом и стратегическим просчетом некоторых стран постсоветского пространства стало отсутствие ясного понимания модели государственного управления. Неслучайно на протяжении всей работы мы сравниваем экономические показатели Казахстана с бывшими республиками СССР».
Этот подход состоит в рассмотрении государства и общества со всеми его стратами и классами как цельного объекта с едиными интересами и принципами диалектического движения.
«Мы позволили себе взглянуть на процессы, происходившие за эти 25 лет в Казахстане и на постсоветском пространстве в целом, с точки зрения корпоративного менеджмента – исследуя страну [возможно, Шаймергенов имел в виду государство — прим. 365info.kz] и нацию как команду, у которой есть единая цель, четко определенное направление движения и индикаторы оценок достижений, —
отмечает Шаймергенов. —
Именно в таком фарватере двигался Казахстан, выстраивая свою стратегию по принципу программного управления. В этом и состоит отличие нашей страны от большей части постсоветского окружения.
Неслучайно мы посвятили обширный раздел стратегиям «Казахстан-2030» и «Казахстан-2050″, которые в свое время стали настоящим прорывом в сфере госуправления на постсоветском пространстве».
Данные стратегии разительно отличаются от принятых в СССР пятилетних планов по развитию народного хозяйства, отмечает автор. По его мнению, долгосрочное планирование оказывает положительный психологический эффект на население и придает уверенности зарубежным инвесторам.
«Многим казахстанцам это позволило поверить в перспективы и в будущее своей страны. Во многом это и обусловило успех Казахстана.
Наличие стратегических планов развития было важно и для инвесторов, которым интересно не только то, что из себя представляет страна на нынешнем этапе, но и то, какой она видит себя завтра. Помимо этого, они смотрят, как видение завтрашнего дня соотносится с сегодняшними действиями», —
утверждает Шаймергенов.