23 января на сайте World Grain Владислав Воротников проанализировал состояние казахстанской зерновой продукции.
Казахстан планирует увеличить прибыльность зернового сектора на 30-40% за следующие четыре года при помощи новой схемы по распределению государственных грантов. При этой схеме будут введены новые нормы по стандартам органической пищи. Акцент будет делаться на выращивании кукурузы и соевых бобов, нежели пшеницы в соответствии с Государственной программой развития АПК (агропромышленного комплекса) 2017-2021.
Основной задачей новой программы является вовлечение 670 тысяч малых фермерских хозяйств в кооперативные аграрные предприятия.
С 2013 до 2016 года почти 1% предпринимателей получал 70% государственной поддержки
Это значит, что только 68 тысяч крупных холдингов получали государственную финансовую помощь в это время. Главная цель новых схем — равномерное распределение государственных средств. Таким образом эти средства будут доступны мелким производителям.
Новая программа требует масштабного финансирования. Государство собирается выделить 423 млрд тг. на земледельческий сектор. Возможно,
самое важное последствие этой программы — уже со следующего года Казахстан сократит финансирование производства пшеницы
от 7,100 до 600 тг за гектар. Также были сокращены субсидии на выращивание кукурузы — от 2,472 за гектар до 1,600 тг. Тем временем субсидии на выращивание соевых бобов, рапса и других масличных растений были увеличены от 7,460 до 11,918 тг за гектар.
В то же время программа не определила новые нормы производства урожая. В старой программе 2013 года «Агробизнес 2020» было заложено постепенное увеличение продукции на 21 млн тонн зерна и 9.1 млн тонн экспорта к 2020 году. В 2016 было выращено 23.7 млн тонн зерна, экспорт ожидается в размере 9.5 млн тонн.
При Советском Союзе урожаи северного Казахстана в большинстве своем были предназначены для внутреннего потребления. Сейчас, когда почти 40 млн гектаров становится доступным для земледелия, Казахстан способен кормить и другие части мира, заявил Назарбаев на пресс-конференции 1 декабря 2016 года.
30 ноября на государственном совещании министр сельского хозяйства Аскар Мырзахметов объяснил, что главная цель программы — создание конкурентоспособной продукции, которая была бы востребована на глобальном рынке.
Каждый год
Казахстан перепроизводит пшеницу на 2 млн тонн — в то время как страна страдает от недостатка урожая пастбищных трав
в размере 1,2 млн тонн.
— В результате мы решили сократить площадь земли, предназначенную для выращивания пшеницы, от 12.4 млн гектаров в 2016 году до 10.1 млн гектаров в 2021 году, сказал Мырзахметов. — Эта земля в первую очередь должна быть использована в выращивании ячменя и овса.
Мырзахметов обещал, что сокращение площади земли для выращивания пшеницы не означает уменьшение производства пшеницы. Наоборот, к 2021 в министерстве ожидают небольшое увеличение в производстве пшеницы по сравнению с текущем уровнем, хотя министр не поделился деталями таких планов.
На данный момент росту производства зерна препятствует отсутствие экспортного рынка, поскольку внутреннее потребление составляет лишь 10 млн тонн в год. Для того чтобы справиться с этой проблемой, Казахстан создает новый Экспортный центр АПК. Главной задачей этой организации будет продвижение сельскохозяйственных товаров страны на новых рынках и поиск новых возможностей торговли.
В новой программе также предусмотрено принятие стандартов по органичности пищи, в том числе зерна. До 2016 г. в Казахстане не было юридического надзора над органическими товарами. В будущем зерновые предприятия будут регистрировать свою продукцию в соответствии со стандартами. Однако детали этой реформы пока неизвестны.
Многие предприниматели в Казахстане приветствуют новую программу, считая её первой инициативой, которая уважает интересы не только крупных холдингов, но и мелких производителей. Однако некоторые фермеры выразили опасение, что увеличивая давление на пшеничную индустрию, Казахстан может оказаться без экспортных поставок.
— Мы считаем такое решение поспешным, — заявил Торемурат Утепов, генеральный директор костанайского зернового предприятия “ПКФ Кайрат” 11 декабря 2016 г. на конференции фермеров и предпринимателей. — Казахстанская пшеница — бренд, который известен всему миру. Не поддерживая ее выращивание, мы пилим сук, на котором сидим. Я объездил полмира и могу сказать, что у нас один из самых низких уровней государственной финансовой поддержки (выращивания пшеницы). Мы не просим 500 евро за гектар, как в Финляндии, но с другой стороны, полный отказ от субсидий — это тоже неправильно.
29 ноября на государственном собрании Сергей Кулагин, аким Акмолинской области Казахстана, сказал, что в основе избытка лежит отсутствие экспортного рынка. Он считает, что пшеница — единственная индустрия в северном Казахстане, которая остаётся прибыльной и ориентированной на экспорт. По его мнению, главной задачей государства должна быть поддержка развития экспорта.
— В такой ситуации кажется удивительным тот факт, что Россия несколько лет тому назад производила 75 млн тонн зерна, а сейчас намерена производить 150 млн тонн. И мы говорим о каком-то избытке, — сказал Кулагин. — Та же самая ситуация в Китае. Одна треть мира голодает. Я предлагаю государству изменить свою позицию по зерновой индустрии.
Все зерно продано: в Казахстане не из чего делать хлеб
Зуылбек Акашев, генеральный директор костанайского предприятия “Бараганды Ко.”, сообщил World Grain, что большинство предпринимателей приветствует новую программу, но считают, что она не полностью решает некоторые проблемы:
— Во-первых, в стране почти 15 млн гектаров пахотной земли остается без обработки или используется не для земледелия”, сказал Акашев. — С начала кампании по диверсификации государство сократило площадь посевных земель с 14,7 млн гектаров в 2012 году до 12,4 млн гектаров в 2016 году. Некоторые предприниматели считают, что это бессмысленно, поскольку использование заброшенных полей может быть более разумным. Кроме того, в стране существует серьёзная проблема качества зерна. С 2013 по 2015 годы процент низкокачественного зерна оставался постоянно высоким. Кроме того. государство пока не решило проблему деградации пахотной земли и не имеет представления, как справляться с проблемами климата.