Чиновники свернули охоту на «троллей», не дав ей начаться.
МИК РК предлагало обязать все интернет-ресурсы, где есть возможность комментирования, обязательно проверять каждого желающего оставить комментарий на предмет «фейковости». Для этого, согласно предложению, желающий прокомментировать запись должен будет сначала получить индивидуальный код через SMS. И только если гражданин правильно этот код введет, он сможет наконец высказать свое мнение. И если это мнение сочтут опасным, пользователя ждут проблемы.
«Иногда в комментариях возникают информационные войны. Зачастую они приобретают даже нецивилизованные формы, идут признаки разжигания межнациональной, межконфессиональной и иных видов розни. Там, где содержатся признаки административно или уголовно наказуемых деяний, по таким сообщениям будут включаться правоохранительные органы», —
цитирует зампреда Комитета госконтроля в области связи, информатизации и СМИ МИК РК Михаила Комиссарова 1tv.kz.
Предложение было озвучено 18 января на общественном обсуждении пакета законодательных поправок в законы об информации и коммуникациях. Министерство планирует внести соответствующий законопроект в мажилис уже в мае.
Председатель совета Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Евгений Жовтис отмечает: инициатива министерства, мягко говоря, спорная.
«Я бы обратил внимание на интересное сопоставление. Одновременно с этим генпрокуратура предлагает анонимно сообщать о подозрительных личностях. То есть в одном случае мы говорим: «А давайте-ка мы всех установим», а в другом — «А давайте-ка вы анонимно «капайте» нам на всех людей, которые вам по той или иной причине не нравятся», —
подчеркивает Жовтис. —
В данном случае речь идет о комментариях в соцсетях. Если логически продолжить идею авторов инициативы, то тогда госорганам нужно рассматривать и устные комментарии. Вдруг люди и вслух критикуют кого-то или оскорбляют?»
По мнению правозащитника, если инициатива будет закреплена законодательно, под бдительное око карательных органов могут попасть отнюдь не только отъявленные экстремисты. При этом как превентивная мера инициатива не соответствует своим заявленным целям, уверен Жовтис.
«Это классический Оруэлл с «Большим братом», который следит за тобой везде. Инициатива бьет по свободе выражения мнения. Человек имеет право высказывать свое мнение, необязательно будучи при этом установленным. Если уж возникнет какая-то проблема, тогда пожалуйста — выясняйте, прослеживайте, с какого компьютера соответствующий комментарий был отправлен, —
отмечает представитель правозащитного бюро. —
Предлагается привязка всех комментариев к именам-фамилиям. С учетом практики наших судов и правоохранительных органов по статье 174 УК РК («Возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни» — прим. авт.], а также наших уважаемых экспертов, которые могут делать заключение по любому выражению и чего-нибудь в нем найти, эта привязка на порядок уменьшает возможность для нормальных дебатов и обсуждений.
Это просто удар по живому гражданскому обществу, это ограничение свободы слова. Почему бы тогда еще не установить записывающие устройства в автобусах, очередях, магазинах?..
Никакого отношения к действительной защите чести и достоинства инициатива не имеет. Ограничения прав человека должны быть соразмерны той угрозе, которую вы хотите отразить. Если вы боретесь с оскорблениями граждан и вторгаетесь в свободу слова в широком смысле, это несоразмерно».
18 января вице-министр информации и коммуникаций Алан Ажибаев заявил: при составлении законопроекта учитывается и будет учитываться мнение общественности. При этом ведомство надеется завершить работу над документом к концу апреля.
Широкий общественный резонанс, вызванный инициативой, напугал чиновников. Уже 19 января министр информации и коммуникаций Даурен Абаев в Facebook объявил, что норму о «деанонимизации» интернет-комментаторов из законопроекта исключат.
«Министерство на различных площадках проводит широкое общественное обсуждение законопроекта по вопросам информации и коммуникаций. В этот процесс вовлечены эксперты, журналисты и гражданский сектор.
На всех этапах обсуждения участники прений уделили особое внимание норме о так называемой «деанонимизации» комментаторов. Хочу отметить, что она была направлена на борьбу с троллингом, вбросами непроверенной информации, провокациями, пропагандой экстремизма и призывами к социальной розни, —
написал министр. —
Также в рамках заседаний рабочей группы, экспертами и журналистами высказывались замечания касательно предложения о регистрации блогеров.
Мы предполагали, что эта норма будет носить добровольный характер и даст возможность популярным пользователям сети получить весь объем прав, которыми обладают СМИ.
Так как министерство взяло курс на открытость и учитывает рекомендации общественности, сегодня было принято решение об исключении упомянутых норм из проекта закона».