Активисты «Гражданского патруля» обобщили свой дорожный опыт и предлагают толковые изменения в правила.
Свои предложения общественники уже представили Канату Мусину, члену Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе мажилиса парламента.
«Гражданские патрульные» возмущены «аварийными» пробками. Водители, попавшие в ДТП, вынуждены часами ждать приезда дорожной полиции. Активисты предлагают законодательно разрешить покидать место ДТП при мелком ущербе и отсутствии вреда здоровью.
«Согласно ПДД (2.1.8 ПДД), участники ДТП обязаны освободить проезжую часть, но на практике это требование ПДД игнорируется, — пишут активисты в своем письме депутату. — Участники ДТП часами ждут приезда инспектора дорожной полиции для оформления и только потом освобождают проезжую часть. В результате создаются километровые заторы. При этом у каждого человека есть телефон с камерой – так проще зафиксировать положения ТС и другие данные, после чего освободить проезжую часть».
В общем, пункт 2.1.8 ПДД предлагается в следующей редакции «… освободить проезжую часть дороги, если движение других транспортных средств невозможно или образовался затор; …» За нарушение данного правила предлагается ввести штраф.
Кроме того, активисты предлагают
возлагать ответственность за нарушение ПДД на владельца, то есть собственника ТС, если водитель неизвестен
«Собственник ТС известен всегда, в отличии от водителя, который мог управлять автомобилем по доверенности. Автомобиль — это объект повышенной опасности, передал его другому лицу — будь готов отвечать», — уверены активисты.
Также активисты предлагают запретить эксплуатацию общественного транспорта, не оборудованного ограничителями скорости. Водители общественного транспорта, по мнению «патрульных», несут особую угрозу безопасности дорожного движения при нарушении скоростного режима. В связи с этим они предлагают ограничить скорость автобусов лимитатором до 50 км/ч.
Еще «гражданские патрульные» предлагают разрешить всем водителям посадку/высадку пассажиров на остановочных комплексах при условии отсутствия общественного транспорта, производящего посадку/высадку пассажиров.
«Порой негде высаживать пассажиров, а остановочные комплексы специально для этого предназначены, часто имеют кармашек для заезда, — пишут активисты. — Если нет общественного транспорта (автобуса, троллейбуса), то водитель, высаживая пассажиров, никому не мешает. Но если к остановке подъехал автобус или троллейбус, водитель обязан незамедлительно уехать (иначе привлекать по ст. 597 ч. 3 КоАП)».
«Не раз подрезания становились причиной серьезных ДТП, когда водитель вынужден опасно маневрировать и попадет в ДТП. «Подрезанный» водитель становится виновником ДТП, так как не обеспечил безопасность маневра. По действующему КоАП наказание всегда одинаковое (ст. 606 часть 1, 10 МРП), что нелогично, считают «гражданские патрульные» и предлагают наказывать за создание аварийной обстановки соразмерно причиненному вреду.
По мнению авторов предложений, создание аварийной ситуации необходимо квалифицировать по тяжести последствий: без ДТП, ДТП без вреда здоровью, средний, тяжкий вред, летальные исход одного, двух и более лиц.
Ответственность за нарушение скоростного режима нужно ужесточить, считают активисты. За превышение максимально разрешенной скорости движения более чем на 40 км/ч предлагается лишать прав на 6 месяцев, причем дополнительно к уже существующему штрафу.
«В случае если нарушитель скоростного режима превысил скорость более чем на 30 км/ч и попал в ДТП, то считать его виновным в данном ДТП. Любой «летун» должен признаваться судом виновным в ДТП вне зависимости от сигналов светофора, разметки, приоритетов проезда и тому подобного, — пишут «гражданские патрульные». По их мнению, это исключит несправедливые решения суда по таким резонансным ДТП, как Алеси Воротиленко (Абая — Тургут Озала).
«Странная ситуация: если пешеход бросает мусор на тротуар, то это мелкое хулиганство (10 МРП или арест), а если водитель или пассажир бросают мусор на проезжую часть, то это не квалифицируется как мелкое хулиганство. На практике полиция применяет статью 620 КоАП (прочие нарушения, предупреждение или 3 МРП)» — возмущаются авторы письма и предлагают ужесточить наказание за мусор, выброшенный из транспортного средства.
Кстати, штрафы за нарушения ПДД активисты предлагают устанавливать в процентах от стоимости автомобиля.
«Равенство перед законом должно быть не в сумме наказания, а в его результативности, — пишут «патрульные». — При фиксированной сумме штрафа этого добиться нельзя.
Для частного таксиста на Нексии 10 тысяч тенге — это огромные деньги, а для владельца фирмы на Лексусе — копейки. Одного штраф сдерживает, другого нет
Каждый человек выбирает и покупает автомобиль в соответствии со своими доходами, поэтому предлагаем привязать штрафы за нарушения ПДД к стоимости автомобиля (на таможне есть полный перечень всех моделей и их стоимости). Так как пешеходы и велосипедисты также могут являться нарушителями ПДД — добавить формулировку «но не менее … МРП». То есть формулировка штрафа будет такая: « … влечет ответственность в виде 2% от стоимости ТС, но не менее 10 МРП».
«Уступая дорогу «скорой», пожарным и полиции, вы спасаете жизни, — считают активисты и предлагают ужесточить штраф за непропуск спецавтомобиля с включенными проблесковыми маячками и сиреной. — Нынешний штраф несоразмерен риску для здоровья и жизни в случае, если «скорая» или пожарные не успеют».
Кроме того, «патрульные» предлагают наделить водителей «скорой», «пожарной» и служб спасения полномочиями отдавать команды голосом через СГУ другим участникам дорожного движения. А еще ввести наказание для водителей, которые «злоупотребляют и пристраиваются вслед за «скорой», едут в «коридоре», как будто это их все пропускают». По мнению авторов письма, нужно ввести штраф за езду позади «скорой», но сделать исключение для сопровождающего пациента автомобиля.
Предлагается в тексте ПДД дать описание, как именно пропускать «скорую» в различных дорожных ситуациях:
Продолжение следует.