Общественное движение «Гражданский патруль» составило просто отличный и аргументированный список необходимых перемен.
Активисты «Гражданского патруля» предлагают изменить несколько статей в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП), а также Правилах дорожного движения (ПДД) и законе «О дорожном движении». Свои предложения они представили Канату Мусину, члену Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента.
Активисты предлагают разрешить поворот направо при любом сигнале светофора.
«То есть на желтый и на красный сигнал светофора можно будет повернуть направо при условии, что водитель обязан пропустить всех других участников дорожного движения (пешеходы на своем направлении движения, все транспортные средства на перекрестке, пешеходы на дороге, на которую совершается поворот).
Это увеличит пропускную способность перекрестков,
— объясняют «гражданские патрульные» мотив предлагаемого ими новшества.
Вторым пунктом активисты просят отменить необходимость подачи сигнала при маневре «начало движения от места стоянки».
«На практике никто не включает сигнал перед началом движения от места стоянки (если при этом нет перестроения) и
непонятно, на чем это вообще сказывается и зачем было придумано,
— пишут активисты. — А в ПДД так вообще не указано, каким именно должен быть сигнал. Однако в статье 595 часть 1 КоАП про этот непонятный сигнал есть упоминание, штраф 5 МРП».
Третьим пунктом предлагается запретить обгон велосипеда в той же полосе, где он расположен (на дорогах с несколькими попутными полосами). В целях безопасности велосипедиста.
Еще «гражданские патрульные» просят запретить выезд на встречную полосу дороги:
«В Казахстане сложилась странная ситуация с понятием «встречка», статья 596 часть 3 КоАП. Не считается «встречкой» выезд на полосу встречного движения, если у дороги менее 4 полос. Только вот никто не в состоянии объяснить, чем последствия лобового столкновения на 2-полосной дороге лучше, чем на 4-полосной, — недоумевают авторы письма. — В обоих случаях — это одно их самых тяжелых по последствиям видов ДТП — лоб в лоб. Так почему же на четырехполосной дороге водителей от такого ДТП защищает часть 3 статьи 596 КоАП, а на двухполосной — нет? Данная проблема особенно актуальна для загородных двухполосных трасс, где лихачи игнорируют знак «Обгон запрещен» или сплошную одинарную разметку, так как это всего лишь 5 МРП штрафа, а последствия в случае лобового ДТП будут смертельными».
Аналогично и за движение по односторонней дороге «против шерсти» должно быть лишение ВУ за «встречку», — считают активисты и следующим пунктом добавляют:
«Но всегда нужно помнить про исключения, такие как вынужденный объезд препятствия с выездом на встречную полосу»
В связи с этим они предлагают следующую формулировку для текста ПДД:
«В случае наличия препятствия для движения на всех полосах попутного направления допускается выезд на полосу встречного направления при условии не создания помех встречному движению. Такой выезд должен осуществляться с места как можно ближе к препятствию для движения. При этом водитель обязан вернуться в попутную полосу как можно раньше после объезда препятствия. Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил (за исключением ДТП, аварийной стоянки ТС)».
Шестым пунктом предлагается прямым текстом разрешить любому гражданину (в том числе водителю, пассажиру, случайному прохожему) беспрепятственно производить фото-, видео-, аудиозапись любых действий инспектора, сотрудника полиции, врача (при прохождении экспертизы на опьянение), сотрудников специализированной стоянки (штрафстоянки).
«Это не запрещено, — пишут активисты, — но прямое разрешение позволит гражданам лучше защищать свои права и законные интересы».
Седьмым пунктов «патрульные» требуют запретить наклейки на авто, не соответствующих своему назначению или вводящие в заблуждение.
«Слишком много здоровых водителей необоснованно установили себе на ТС значки «инвалид» и безнаказанно занимают место на парковке для инвалидов, — считают авторы письма. — Поэтому необходимо законодательно регламентировать выдачу и использование наклеек «Инвалид». Наклейки должны быть со степенями защиты и при этом легкосъемными (инвалид сел в авто – установил значки, покинул авто – забрал значки с собой), ввести ответственность за подделку значка «инвалид».
Больная тема, как пишут активисты, снятый госномер, госномер под углом вниз, спрятанный от скоростомеров, спрятанный за шторками и т. п. Так, по их мнению, делают только злостные нарушители скоростного режима.
«К сожалению, при действующей редакции статьи 590 КоАП («Управление зарегистрированным транспортным средством … ») скрытие госномера является нарушением только во время движения. Но во время движения такое нарушение выявляется очень сложно.
На практике полиция этим не занимается, нарушители остаются безнаказанными,
вся надежда на неравнодушных граждан (активистов), коих с каждым днем становится все больше и больше, что очень радует», — пишут активисты и предлагают часть 1 статьи 590 КоАП изложить в следующей редакции:
«Нечитаемый или установленный на зарегистрированное транспортное средство с нарушением требований стандарта государственный регистрационный номерной знак (знаки) влечет штраф в размере … месячных расчетных показателей».
Кроме того, активисты отмечают, что
нынешний штраф не останавливает нарушителей,
так как «штрафы за нарушение скоростного режима гораздо выше, нарушителю выгоднее оплатить один штраф за нечитаемый госномер, чем десяток штрафов за превышение скорости. В результате ставят госномер под углом и лихачат, чувствую безнаказанность». В связи с этим предлагается ужесточить наказание по части 1 статьи 590 КоАП.
Патрульные предлагают добавить запрет на разворот в месте, где этот маневр запрещен ПДД, дорожным знаком или разметкой. То есть приравнять это к выезду на полосу встречного движения и ответственности по ст. 596 ч. 3 КоАП в виде года лишения. При развороте в запрещенном месте возникает риск, что в бок разворачивающегося ТС на полном ходу влетит другое ТС, что по последствиям близко к лобовому ДТП. В действующих ПДД за разворот в запрещенном месте только штраф (10 МРП), а разворот с нарушением знака или разметки вообще квалифицируется именно как нарушение знака или разметки (5 МРП), а не как разворот в запрещенном месте.
Продолжение следует.