Растущие объемы внешнего долга Кыргызстана беспокоят партнеров по ЕАЭС, но власти страны сохраняют хладнокровие.
Факты же оставляют все меньше возможностей для оптимизма.
В 2017 годы расходы госбюджета Кыргызстана превысили доходы на 23,3 млрд сомов (около 337 млн долларов США). При этом
большая часть бюджетного дефицита образовалась «благодаря» внешним заимствованиям,
отмечает информагентство 24.kg.
В 2016 году стоимость госдолга Кыргызской Республики (КР) составила 60,9% от прогнозного ВВП, причем один только внешний долг правительства составил 56,3% от прогнозного ВВП. Правительство КР имеет обязательства перед кредиторами внутри страны и за рубежом на 276,7883 млн сомов (около 4 млрд долларов).
Согласно действующему кыргызскому законодательству, внешний долг государства не должен превышать 60% от ВВП. Однако уже с 1 января Бюджетным кодексом КР предписывается куда большая гибкость в определении допустимого уровня государственной задолженности. Этот уровень будет определяться при подготовке каждого очередного закона о бюджете с учетом «международных показателей долговой устойчивости».
В 1992 правительство КР заимствовало за рубежом 4,9 млн долларов. За 10 лет долг вырос до 1,5 млрд долларов, в 2005 снизился на 6,7 млн долларов, чтобы… к сентябрю 2016 года достигнуть 3,7 млрд долларов! За январь-сентябрь внешний долг КР вырос на 128,9 млн долларов.
2,2 млрд долларов КР заимствовала на льготных условиях у отдельных стран. Среди кредиторов, снабжающих Кыргызстан льготными ссудами, по размерам кредитов лидирует Экспортно-импортный банк КНР. У этой финорганизации кыргызские власти взяли ссуд на 1,4 млрд долларов.
У других стран КР взяла 9,19 млн долларов. Из этой суммы большая часть приходится на долю Германии, а точнее, банка «Гермес Кредитверзихерунгс-Актингезельшафт», которому правительство КР должно 6,06 млн долларов.
Международным финорганизациям (Азиатский банк развития и международная ассоциация развития) Кыргызстан должен 1,5 млрд долларов на льготных условиях. Еще 41,6 млн долларов страна должна Европейскому банку реконструкции и развития, открывшему кредит на обычных условиях.
Кыргызский парламентарий Мирлан Бакиров считает, что опаснее всего брать ссуды у китайского «Эксимбанка»
Эта финорганизация с должниками не церемонится и в случае просрочки немедленно добавляет к сумме долга пеню. Китайские кредиторы устанавливают короткие льготные периоды и твердые процентные ставки. Тем не менее, за 25 лет КР взяла у китайского «Эксимбанка» 2,086 млрд долларов — на проекты в сфере дорожного строительства и энергетики.
Кыргызский минфин спокоен, по крайней мере, на словах. Чиновники утверждают, что государство аккуратно платит по кредитам, в полном объеме и без просрочек. Однако международные партнеры страны менее оптимистичны.
Размеры госдолга КР превысили потолок, прописанный в договоре о Евразийском экономическом союзе — 50% к ВВП. В связи с этим Евразийская экономическая комиссия посоветовала кыргызскому правительству принять меры по облегчению долгового бремени. Среди этих мер — сокращение «ножниц» между доходами и расходами государства, развитие реального сектора экономики для уменьшения потребности во внешних заимствованиях.
Пока неясно, как рекомендации ЕЭК будут реализовываться в Кыргызстане, но факт налицо: долги правительства имеют тенденцию к росту. Ряд аналитиков в стране опасаются, что доходов кыргызского государства вскоре не хватит на исполнение международных обязательств.