Парадокс: в нефтяном Казахстане невыгодно поставлять добываемую нефть на внутренний рынок.
Отечественный журнал «Нефть и газ» опубликовал аналитическую статью «Останется ли Казахстан импортером светлых нефтепродуктов в долгосрочной перспективе». Автор материала — директор исследовательских проектов ИГ «Петромаркет» (Москва, Россия) Иван Хомутов утверждает:
Казахстан так и будет покупать российский бензин, если не изменит систему госрегулирования рынка нефти
Сегодня нефтепереработку Казахстана характеризует недостаток мощностей углубляющих процессов. Например, в 2015 году потенциальный объем сырья для углубляющих процессов можно было оценить в 6,5 млн тонн. При этом суммарная мощность установок, которые могли это сырье переработать, составила только 2,57 млн тонн. Следствием этого дисбаланса является высокий выход темных нефтепродуктов (мазута и ВГО) при недостатке светлых.
Поэтому понятно, что казахстанский рынок всех светлых нефтепродуктов является дефицитным. Объемов производства автобензина, дизтоплива и авиакеросина местными НПЗ не хватает для покрытия спроса внутреннего рынка. Дефицит в основном покрывается за счет импорта нефтепродуктов из России. Так, в среднем
за 2011–2015 годы около 30% спроса на автобензин покрывалось за счет импортных поставок с НПЗ России
Другой важной проблемой отрасли является тот факт, что
заводы Казахстана не могут добиться качества моторного топлива, отвечающего современным требованиям
Международный центр по надзору за качеством горючего The International Fuel Quality Center (IFQC) провел исследование качества топлива в различных странах мира. В составленном по его итогам рейтинге 2016 года Казахстан занял 90-е место из 100. Это много хуже, чем рейтинг Уганды или Конго.
«Львиная доля выпускаемого в Казахстане топлива соответствует экологическому классу К2, — пишет Иван Хомутов. —
При этом Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 013/2011 «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» (далее – ТР ТС) было предусмотрено введение запрета на выпуск в обращение на территории Казахстана топлива с качеством ниже К4 уже в 2016 году.
Однако
из-за неготовности Казахстана к выпуску топлива высоких экологических классов в декабре 2015 года требования регламента были скорректированы
В новой редакции запрет обращения топлива К2 и К3 на территории страны начнет действовать с 1 января 2018 года».
Отметим, что решить описанные проблемы призвана программа модернизации НПЗ, начатая в Казахстане в 2009 году. В настоящее время выполнение программы идет полным ходом.
К 1 мая 2016 года некоторые проекты из запланированных в программе модернизации уже были завершены. «В первую очередь это комплекс производства ароматики (КПА) мощностью 1 млн т/год на АНПЗ, — продолжает анализ Иван Хомутов.
Кроме того, сегодня на ПКОП проведена реконструкция установки гидроочистки дизельного топлива с увеличением мощности до 1,5 млн т/год и введена установка производства серы мощностью 4 тыс. т/год.
Основные же проекты программы модернизации НПЗ РК в настоящее время находятся на стадии реализации
Это комплекс глубокой переработки нефти на АНПЗ, комплекс каталитического крекинга на ПКОП, установки изомеризации легкой нафты на всех трех заводах.
Завершение модернизации АНПЗ ожидается в 2016 году, ПНХЗ и ПКОП – в 2017 году. Предполагается, что промышленная эксплуатация установок начнется в следующем году после года ввода. Таким образом, в 2018 году
мощность первичной переработки нефти вырастет на 14%, суммарная мощность углубляющих процессов – более чем в 3 раза
Выпуск автомобильных бензинов в Казахстане к 2018 году увеличится в 2,1 раза и зависимость Казахстана от импорта нефтепродуктов должна исчезнуть.
Однако подобный сценарий развития событий является не единственно возможным. «Не исключено, что экономика Казахстана будет расти быстрее, чем можно сейчас предвидеть. Если темпы этого роста будут существенно выше, чем предполагалось при построении прогноза, то и темпы роста спроса, тоже будут существенно выше спрогнозированных. В этом случае
может сложиться ситуация, когда даже полная реализация программ модернизации НПЗ не позволят Казахстану гарантировать независимость от импорта бензина
Не менее вероятным представляется и вариант, при котором программы модернизации крупнейших НПЗ Казахстана не будут выполнены в полном объеме и/или модернизированные НПЗ не выйдут на 100%-ную загрузку сырьем. В этом случае представленные в предыдущем разделе прогнозы производства нефтепродуктов в РК не реализуются.
Да и в целом выйти на 100%-ную загрузку сырьем действующим НПЗ РК будет не так-то просто, — заканчивает анализ Иван Хомутов. —
Существующая в Казахстане система государственного регулирования рынков нефти и нефтепродуктов делает невыгодными поставки добываемой в РК нефти на внутренний рынок
Если эта система не будет реформирована, не исключено, что объем переработки нефти на модернизированных НПЗ РК будет ощутимо меньше их мощности».
Реконструкция трех казахстанских НПЗ позволит закрыть дефицит в нефтепродуктах – Назарбаев